Развитие речи у дошкольников средствами развития мелкой моторики. Развитие мелкой моторики, как средство развития речи у дошкольников. В это время понимание речи взрослого значительно превосходит произносительные возможности

Сваткова Лариса Александровна

старший воспитатель, воспитатель

ГБДОУ детский сад №25 компенсирующего вида

Петродворцового района Санкт - Петербурга

НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

У детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, у них нет особых нарушений слуха и зрения или поражения центральной нервной системы.

В чем же причина патологии речи, а также задержки интеллектуального развития детей?

Родители часто считают, что развитие речи ребёнка зависит от степени речевого общения с ним, конечно, это очень важно. Но обратимся к медицине! Учёные исследовали мозг человека и доказали, что двигательная речевая область расположена рядом с двигательной областью руки. Около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная близко от речевой зоны, и, следовательно, тренировка тонких движение пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка. Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи детей и развитие интеллектуальных способностей находятся в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то речевое и интеллектуальное развитие ребёнка в пределах возрастной нормы. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучали такие крупнейшие учёные, как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия.

В ходе развития человеческого общества, движения пальцев рук оказались тесно связаны с речевой функцией. Первой формой общения были жесты, которые постепенно стали сочетаться с возгласами и выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она ещё долгое время была связана жестикуляторной речью. Движения пальцев рук постепенно совершенствовались, так как люди выполняли более сложную и тонкую работу. В этой связи, в мозге человека происходило увеличение двигательной проекции кисти руки. Развитие функции руки, речи и интеллекта у людей шло параллельно. У ребёнка развитие идёт примерно в такой же последовательности. Сначала развивается движения пальцев рук, когда они достигают достаточной точности (для определённого возраста), начинается развитие речи ребёнка. Поэтому очень важно с самого рождения ребёнка не только словесно с ним общаться, но и делать массаж как общий, так и массаж кистей рук и пальцев. Необходимо давать ребёнку в руки погремушки, игрушки большие, а затем и мелкие, делать простые упражнения с шариками, палочками, совместное складывание пирамидок, расстёгивание и застегивание крупных пуговиц и молний, также необходимо проводить игры с пальчиками по русским народным потешкам. Не надо бояться давать малышам карандаш и краски. Маленькие дети очень любят рисовать пальцами, обмакнув его в краску (в настоящее время есть краски специально для пальчиков), так как им ещё тяжело овладеть кисточкой. Для маленьких детей пальчиковые занятия и игры не должны быть продолжительными и очень важно, чтобы были использованы яркие предметы и игрушки.

Учёные отметили, что когда человек не находит нужных слов для объяснения, то он часто помогает себе жестами, и наоборот, когда ребёнок, а порой и взрослые сосредоточенно рисуют, пишут, выполняют какую-либо кропотливую работу, непроизвольно высовывают язык. Таким образом, «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи - такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга».

Уровень развития координации движений рук и мелкой моторики - один из показателей готовности к школьному обучению, поэтому, чем раньше мы научим работать ребёнка руками, тем быстрее мы добьёмся результатов в развитии речи, и общем интеллектуальном развитие ребёнка, тем быстрее и качественнее подготовим руку к письму.

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ГРУППЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ

С ТЯЖЕЛЫМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

«РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ РУК - КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ

ДЕТЕЙ С РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИЕЙ»

Как увлечь ребёнка работать собственными руками и пальцами? Прежде всего, необходимо показать детям, что при помощи наших рук и пальцев можно показать множество забавных зверюшек, знакомых предметов, рассказать стихи и даже целую сказку. Далее предложить ребёнку самостоятельно выполнить небольшие упражнения руками и пальчиками. Например, показать «солнышко», «цветочек», «птичку», «зайчика» и т.д., вспомнить или выучить игры - потешки и небольшие стишки - «Сорока - белобока», «Мои пальчики - семья» и т.д. После того, как дети начинают проявлять интерес к пальчиковым играм, предлагаем им сделать массаж рук. Например, «Настенька, твои ручки сегодня много трудились, они очень устали, давай мы их пожалеем, погладим, все пальчики устали и большой - дедушка, и указательный - бабушка, и средний - папочка, и безымянный - мамочка, и мизинчик - доченька». Сначала, в течение дня сам педагог делает массаж каждому ребёнку, но со временем дети привыкают и делают его сами, сопровождая маленькими стишками, придуманными или подобранными педагогом. Работу по развитию тонкой моторики рук необходимо проводить в течении всего дня, эту работу можно включить в любой режимный момент, главное, чтобы ребёнку это доставляло радость, удовольствие, чтобы развивало не только руки ребёнка, но и мыслительные процессы. Я предлагаю примерное распределение работы по развитию координации рук и мелкой моторики в течение дня:

Утро - приём детей:

  • массаж кистей рук и пальцев;

Утренняя гимнастика:

  • упражнения для развития кистей рук и пальцев;
  • массаж рук;

Выполнение «Мудр» (старший возраст)

Культурно - гигиенические навыки:

  • закаливание кистей рук, обливая их холодной водой, растирание полотенцем;
  • выполнение забавных фигурок пальцами;
  • заучивание стишков и потешек, используя движение рук и пальцев;
  • «Расскажи стихи руками»

Занятия:

  • перед занятием и во время физминутки - самомассаж, пальчиковая гимнастика и игры;
  • работа с ножницами, карандашом и ручкой в рабочих тетрадях и альбомах;
  • выполнение руками различных заданий, развивающих тонкую моторику.

Подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки:

  • застегивание и расстегивание пуговиц, молний, крючков и кнопок;
  • шнуровка ботинок, завязывание шнурков;
  • заучивание потешек, пальчиковых игр;
  • индивидуальная работа по развитию тонкой моторики рук — самомассаж, лепка снежков, рисование мелками и палочками, игры с природным материалом;
  • пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;
  • «Расскажи стихи руками».

Коррекционная работа и совместная деятельность во 2 половине дня:

  • пальчиковые игры и упражнения;
  • развивающие игры;
  • рисование на крупе;
  • пальчиковая гимнастика и игры;
  • индивидуальная работа с пристёжками,
  • шнуровками, ножницами, клубочками, палочками, крупой, бросовым материалом и т.д.
  • выкладывание из геометрических фигур, мозаики, спичек, пуговиц, ниток и т.д.
  • работа с трафаретами, печатками, шаблонами, штриховками, раскрасками и т.д.
  • выкладывание мозаики, из спичек, пуговиц, геометрических фигур и т.д.
  • работа в изо уголке (рисование, лепка, ручной труд, используя различный материал)
  • работа в индивидуальных графических тетрадях, альбомах, раскрасках и т.д.
  • работа с конструктором различного типа.

Все эти задания, я обязательно связываю с лексической темой, по которой мы работаем данную неделю. Например, лексическая тема «Посуда» - показываем руками и пальчиками разные виды посуды, лепим и рисуем посуду, отгадываем загадки и учим стихи о посуде, помогая руками, развивающие игры по данной теме и т.д. Выполнение всех заданий сопровождается речью педагога и ребёнка, тем самым ребёнок пополняет свой словарный запас, учится связно говорить, выражать свои мысли. Утром, придя на работу, я стараюсь приготовить каждому ребёнку такие задания, которые ему будут наиболее интересны. Например, девочки с удовольствием занимаются с клубочками и ниточками, любят рисовать на крупе и сортировать её, в старшем возрасте девочки любят играть с бумажными куклами - одевать их, моделировать и раскрашивать им одежду, играть с фантиками, перьями, бусинками и т.д. У мальчиков, другие интересы. В старшем возрасте мальчики любят делать постройки из конструктора, больше всего их интересует мелкий конструктор, из которого можно сделать разную технику. Некоторые мальчики любят играть в шашки и стараются научить других ребят. Так же мальчики с большим интересом раскрашивают различные виды транспорта в раскрасках, знакомясь с новыми видами транспорта, узнавая новую военную технику и спецтехнику. Мальчики средней группы с интересом выкладывают из палочек, геометрических фигур, работают с разрезными картинками, фантиками, играют с мелкими игрушками, шариками, любят заниматься с ключиками, винтиками, шурупами и т.д.

Занимаясь на первый взгляд простыми, но очень важными делами, дети не только развивают свои пальчики, пополняют словарный запас, но и получают новую информацию об окружающих предметах: материале, из которого они сделаны, его свойствах и качествах, назначении, как можно использовать и т.д., развивают память и внимание, логическое мышление и фантазию, т.е. развивают свой интеллект, у детей появляется первый жизненный опыт.

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего и полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

С развитием мелкой моторики тесно связано развитие речи. На снимках головного мозга видно, что двигательная речевая область расположена рядом с двигательной областью, являясь её частью. Около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная близко от речевой зоны. Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Проведенные М.М. Кольцовой, Л.Ф. Фоминой исследования и наблюдения показали, что степень развития движений пальцев совпадает со степенью развития речи у детей. Формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Работа над развитием моторики рук дает возможность подготовить ребенка к дальнейшему обучению, позволяет тренировать мускульную память, оказывает благотворное влияние не только на становление речи и ее функций, но и на развитие высших корковых функций (памяти, внимания, мышления, оптико-пространственное восприятие, воображение, наблюдательности), готовит руку к рисованию и письму.

Коррекционная работа должна быть направлена как на изменение конкретного вида неправильного навыка, так и на укрепление здоровья ребенка и развитие его ручной умелости. Основная задача заключается в организации всей жизни ребенка таким образом, чтобы в его повседневной деятельности развивались точность движений руки, ловкость пальцев, сила кисти, т.е. качества, которые позже будут необходимы для успешного обучения письму. Кроме того, работа над развитием моторики рук способствует овладению тонко координированными движениями рук, нормализации мышечного тонуса, синхронного взаимодействия между движениями и речью, запоминанию серии двигательных актов, развитию тонких двигательных координаций; развитию его слухового внимания; упражнениям, направленным на развитие тактильных ощущений кинетического компонента двигательного акта и упражнений, способствующих развитию динамической координации движений пальцев рук.

По мнению М. М. Кольцовой, "систематические упражнения по тренировке пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга" . Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка моторной стороны речи.

В последние годы у 66 % детей, поступающих в дошкольные образовательные учреждения, отмечается недоразвитие мелкой моторики кистей рук, недостаточно развиты речевые навыки, речь не соответствует возрастным нормам .

Организуя работу по развитию ручной моторики у дошкольников, следует учитывать их возрастные особенности. Так при работе с возрастом от 2 до 3 лет - важным этапом в развитии психики ребенка - рекомендовано использовать игры на развитие хватания, соотносящих движений, подражание движениям рук, развитие движений пальцев, кистей рук, так как в этот период закладывается фундамент для формирования новых психических образований, развиваются психические процессы, позволяющие малышу перейти на следующую возрастную ступень .

Основываясь на основные концепции дошкольного воспитания, в работе по развитию мелкой моторики следует придерживаться некоторых правил :

· задания необходимо подбирать с учетом их постепенно возрастающей сложности;

· учитывать индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности;

· работу проводить регулярно, систематически;

· соблюдать временной регламент, чтобы не вызвать переутомления ребенка;

· в процессе обучения и развития формировать у детей положительную мотивацию посредством создания ситуаций успеха;

· работу по развитию тонкой моторики проводить в системе различных видов занятий, индивидуальной работы, в виде рекомендаций родителям, а главное - начиная с раннего возраста ребенка: с первых дней посещения детского сада.

Недостаточно поместить ребенка в речевую среду, чтобы речь его стала развиваться. Необходимо стимулировать его собственную речь. Лучше всего этой цели служат пальчиковые игры и игры-манипуляции, в основе которых народное творчество - прибаутки и потешки. Эти игры хороши тем, что они позволяют многократно повторять маленькие несложные тексты, которые дети быстро запоминают и потом могут проговаривать вместе с воспитателем.

Подборка игр, их интенсивность, количественный и качественный состав (то есть количество упражнений и степень их сложности) варьируется в зависимости от индивидуальных особенностей детей.

Работу по развитию движений пальцев и всей кисти рук рекомендуется проводить во время утренней стимулирующей гимнастики, физкультминуток, в свободное время и после сна - по 2-3 минуты. Таким образом, пальчиковой гимнастикой каждый ребенок занимается по 7-10 минут в день. Упражнения необходимо подбирать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами.

Для пальчиковой гимнастики с детьми раннего возраста используются игры: "Сорока - сорока", "Ладушки - ладушки", "Этот пальчик - бабушка", "Этот пальчик хочет спать", "Сидит белка на тележке", "Пальчики у нас попляшут; с детьми третьего года жизни - "Скачет зайка косой", "Моя семья", "Дружные ребята", "Коза рогатая", "Мы капусту рубим", "Ладушки - ладошки", "На дворе мороз и ветер", "Бабушкины ладошки", "Хомка, хомка, хомячок" и другие. В работе с детьми трех лет также часто используется выполнение упражнений с опорой на карточку . Использование таких карточек способствует развитию памяти, внимания, мышления, оптико-пространственного восприятия, воображения и наблюдательности.

Овладение тонко координированными движениями рук осуществляется путем специальных упражнений и игр. Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, синхронного взаимодействия между движениями и речью, запоминанию серии двигательных актов, развитие тонких двигательных координаций, необходимых для полноценного становления навыков письма . На простых, доступных для выполнения упражнениях дети учатся точно выполнять произвольные движения по команде взрослого. При этом следует следить за тем, чтобы упражнения выполнялись без лишнего напряжения. Показав упражнение два раза, предлагается ребенку выполнить без показа, по команде. Это развивает его слуховое внимание. На этом же этапе используются игры с воображаемыми предметами.

Для развития мелкой моторики рук детей важно научить также приемам самомассажа рук. Он оказывает действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов проводящих путей . В данных упражнениях используется традиционные для массажа движения: разминание, распределение, надавливание, пощипывание, потягивание за кончики пальцев. Для, более эффективного, самомассажа кисти используются грецкий орех, мячик-ежик, прищепки, су-джок. Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Массаж выполняется одной рукой, другая рука придерживает массируемую конечность. Продолжительность массажа 3-5 минут; проводится несколько раз в день. Выполнять упражнения надо обязательно каждой рукой по очереди.

После выполнения самомассажа следуют упражнения, направленные на развитие тактильных ощущений кинетического компонента двигательного акта и упражнения, способствующие развитию динамической координации движений пальцев рук. Необходимо уделять особое внимание упражнениям на отработку силы пальцев и кисти рук, упражнениям - играм на расслабление, на переключение позы, на ритмическую организацию движений, специальным упражнениям с речевым сопровождением, играм-манипуляциям, играм-потешкам. С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария, а их выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности.

Также в коррекционной работе используются упражнения - игры с различными предметами (палочками, песком, крупой, бусинками, нитками, шнуровками и т.д.). Во время проведения игр с предметами особенно хорошо развивается мелкая моторика, укрепляется мускулатура пальцев, вырабатываются тонкие движения руки и пальцев, т.е. развивается ручная умелость . Как и любая игра, требующая концентрации внимания, игры с веревочкой производят психотерапевтический эффект, позволяя отключаться на время от забот повседневности. Врачи-физиотерапевты убеждаются, что упражнения с веревкой способствуют более быстрому восстановлению моторики пальцев после полученных травм рук. Учителя математики находят их полезными для объяснения некоторых абстрактных понятий и терминов.

Важны упражнения, развивающие графические навыки (обводка, орнаменты на бумаге в клетку, рисование по точкам без отрыва карандаша от бумаги, копирование изображений по клеточкам, продолжение узоров с соблюдением величины и направления штрихов, штриховка изображений в заданных направлениях, графические диктанты и т.д.). Выполняя их, дети не только приобретают нужные графические умения, но и учатся ориентироваться в ограниченной плоскости (строка в тетради в клетку), развивают мыслительную деятельность, внимание, память. Упражнения, игры, различные задания на развитие графических навыков являются одним из направлений коррекционной работы. Они способствуют развитию мелкой моторики и координации движений руки, помогают выработке нужных для письма качеств движений руки (ритмичность, размеренность, неторопливость, равномерность нажима, регуляции размаха), развивают зрительное восприятие и внимание.

Формированию навыков мелкой моторики способствуют проводимые занятия по лепке, рисованию.

На занятиях в качестве элемента двигательной активности и средства переключения на другой вид деятельности выступают физкультминутки, которые можно проводить в сочетании движений с речью детей. Использование физкультминуток с речевым сопровождением в стихотворной форме позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта.

Таким образом, для полноценного развития речи детей дошкольного возраста необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности; работу по развитию тонкой моторики следует проводить в системе различных видов занятий; в процессе обучения и развития - формировать положительную мотивацию.

Ирина Носова
Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей дошкольного возраста

Добрый день. Вашему вниманию представлен опыт работы по теме «Развитие мелкой моторики , как средство развития речи детей дошкольного возраста ».

Проблема речевого и интеллектуального развития дошкольников существовала всегда . Но в настоящее время эта проблема является одной из самых важных, так как в последние годы отмечается увеличение количества детей с девиацией в развитии речи .

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего развития детей . Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие .

К сожалению, в последние годы у большинства детей , посещающих дошкольное образовательное учреждение, отмечается недоразвитие мелкой моторики кистей рук , речевые навыки развиты недостаточно , речь малопонятна для окружающих, не соответствует возрастным нормам .

Недостаточное развитие мелкой моторики , внимания, может привести к возникновению негативного отношения к посещению ребенком детского сада, а потом и к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Это и побудило нас систематизировать и обобщить накопленный материал по данной теме.

Что такое мелкая моторика ? Это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.

В результате систематической работы по тренировке тонких движений пальцев повышается работоспособность коры головного мозга, вследствие чего улучшается память, внимание, ориентировка в пространстве, повышается тонус коры головного мозга, развиваются речевые центры коры головного мозга, стимулируется развитие речи ребенка , согласовывается работа понятийного и двигательного центров речи , улучшается артикуляционная моторика , развивается чувство ритма и координация движений, подготавливается рука к письму, поднимается настроение ребенка, обогащается словарь, речь становится чище.

Работа не содержит принципиально новых открытий и изобретений. Так как в программе детского сада не предусмотрены специальные занятия, поэтому развитие мелкой моторики рук возможно реализовать входе любого режимного момента :

ООД (лепка, конструирование, рисование, аппликация)

Утренний прием детей

Коррекционные занятия

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Игровая деятельность

Прогулки (дневная и вечерняя)

Одевание – раздевание

Прием пищи

Деятельность в центрах (книжном, природном, экспериментирования, конструирования)

Во время трудовой деятельности (дежурства, поручения, коллективный, ручной труд)

Таким образом, разные виды деятельности при целенаправленном их применении определяют успешную работу по развитию речи детей .

7 СЛАЙД (фото)

Для того чтобы работа по развитию мелкой моторики была результативной , в группе создана развивающая среда , которая включает в себя такие компоненты :

Центр ИЗО деятельности, который содержит все необходимое для подготовки руки к письму (различные лекала, трафареты, различные предметы для экспериментирования в рисовании, пластилин, глина, штамповки и другое).

Центр развития мелкой моторики , где сосредоточенны разнообразные конструкторы, мозаики, бросовый материал, различные инструменты, игры с прищепками и счетными палочками

Театрально-музыкальный центр, в котором есть аксессуары для развития моторики руки (пальчиковые театры, ширма для теневого театра, различные шапочки, а также игры и аксессуары, развивающие темп речи , тембр, силу голоса, интонацию.

Имеющийся материал расположен таким образом, что дети могут свободно, по интересам выбирать игрушки, пособия для этого вида деятельности, при желании не только воспроизводить, продолжать то, что они делали в совместной деятельности с воспитателем, но и проявлять свое творчество, а так же заканчивать начатую игру, работу, реализовывать свои замыслы.

Существует огромное количество средств развития мелкой моторики , некоторые из которых мы представим вашему вниманию

Массаж ладоней и кистей рук тонизирует центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов.

12 СЛАЙД (фото массаж с использованием карандаша)

13 СЛАЙД (фото Массажные шарики су джок)

Кроме того хорошим подспорьем в массаже рук будут всевозможные тренажеры (мячики, колючие шарики, колечки, карандаши) .

Пальчиковая гимнастика (игры) - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Эти игры эти очень эмоциональны, увлекательны, способствуют развитию речи и творческой деятельности.

15 СЛАЙД (фото пальчиковой гимнастики)

В ходе игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук . Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Игры с бусами (макаронами) . Потребуются бусины (макароны с крупным просветом) и длинный шнурок. Задача для ребенка : нанизать бусины (макаронины) на шнурок.

Нанизывать можно все, что нанизывается : пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки. Бусины можно сортировать по цвету, размеру, форме.

Игры с пластилином, тестом. Лепка - это очень полезно и отлично влияет на развитие мелкой моторики рук , т. к. в процессе лепки занимается самомассажем.

Не зависимо от результата, сам процесс лепки является прекрасным тренажером для маленьких пальчиков. Дайте ребенку кусочек пластилина, пусть он мнет, катает, щипает.

Рисование, раскрашивание (штриховка) . Процесс рисования включает в работу двигательные, зрительные, мускульные и осязательные анализаторы. Кроме того, живописание развивает память , сосредоточенность , мелкую моторику , учит малыша вдумываться и подвергать вещи анализу, соразмерять и находить разницу.

19 СЛАЙД (фото расскрашивание)

Упражнения в обводе контуров предметов. Рисование по трафаретам, закрашивание контурных предметов ровными линиями и точками.

20 СЛАЙД (фото штрихование)

Штриховка вертикальная, горизонтальная, наклонная

Игрушки и игры, развивающие мелкую моторику . Существуют множество фабричных игрушек направленных на развитие мелкой моторики , это всевозможные лабиринты, мозаики, конструкторы, пазлы. Помимо мелкой моторики эти игрушки развивают пространственно-зрительную координацию, дают представления о величине, цвете, форме, развивают наглядно действенное мышление.

22 СЛАЙД (фото)

Работа с материалом (вырезание из бумаги)

23 СЛАЙД (фото)

Упражнения с бумагой (бумагу можно мять, рвать мелкими кусочками )

24 СЛАЙД (фото)

Выкладывание фигур и картинок, картинок из счетных палочек

25 СЛАЙД, 26 СЛАЙД

Игры с пуговицами (выкладывание узоров)

(Игры со шнуровками и ленточками)

28 СЛАЙД (Игры с прищепками и наматывание клубков нитей)

Для того чтобы работа по развитию ручной моторики была эффективной , необходимо следовать ряду рекомендаций :

Работа должна быть систематичной и постоянной;

Работа должна соответствовать уровню общемоторного , психического развития ребенка ;

Работа должна соответствовать возрастным требованиям ;

Работа должна приносить ребенку радость (начинать игру можно только, когда ребёнок хочет играть, никогда не начинайте игру, если вы сами утомлены или если ребёнок неважно себя чувствует)

Отрабатывайте последовательно все упражнения.

Игровые задания должны постепенно усложняться.

Недопустимо переутомление ребёнка в игре.

Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях, и длительность их будет составлять не более 5 минут.

Спасибо за внимание и удачи в работе

Консультации для воспитателей.

Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей.

У многих детей в дошкольном возрасте возникают проблемы, связанные с координацией движений, особенно мелких движений рук и, в частности, пальцев (ребенку трудно зашнуровать ботинки, застегнуть пуговицы и т.д.) Известно, что отставание в развитии моторики часто сопровождается отставанием в развитии интеллекта и речи. В настоящее время речевая патология рассматривается как сложный синдром центрально-органического генеза, проявляющийся в неврологических, психологических и речевых симптомах. У детей с речевой патологией в разной степени нарушены процессы памяти, внимания, восприятия и др. Двигательные нарушения характеризуются мышечной дистонией, общей моторной неловкостью, недостаточностью тонких дифференцированных движений пальцев рук и мимической мускулатуры. Все эти симптомы в различной степени проявляются у каждого ребенка в группе компенсирующей направленности, что подтверждает проведенная мною диагностика речевого, психического и моторного развития каждого ребенка при поступлении в группу.
Поэтому в своей работе с детьми для преодоления отставания в речевом развитии использую несложные занимательные задания, упражнения и игры, направленные на совершенствование движений пальцев. Эти занятия очень нравятся детям и являются весьма эффективными как для улучшения координации движений, так и для развития речи. Их польза еще и в том, что они подготавливают руку ребенка к рисованию, лепке, конструированию, письму.
Работа по развитию ручной моторики занимает значительное место в общей системе работы с детьми в группе компенсирующей направленности. Еще В. М. Бехтерев пришел к выводу о тесной связи руки и речи. Он писал о том, что развитие движений руки способствует развитию речи. По данным М. М. Кольцовой, морфологическое и функциональное формирование речевых зон совершается под влиянием кинестетических импульсов, поступающих от рук. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого - развитию речевой функции. Это объясняется тем, что в двигательной области коры головного мозга находится самое большое скопление клеток управляющих рукой, пальцами (особенно большим и указательным) и органами речи: языком, губами, гортанью. Эта область коры головного мозга расположена рядом с речевой областью. Такое близкое соседство двигательной проекции руки и речевой зоны дает возможность оказывать большое влияние на развитие активной речи ребенка через тренировку тонких движений пальцев рук. И. П. Павлов сказал: «... развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых «центров» в обоих полушариях дает человеку преимущества и в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением».
Итак, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребенка. Через развитие мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы и речевую функцию ребенка.
Для того, чтобы работа по развитию ручной моторики была эффективной, целенаправленной, я следую ряду требований:
-работа должна быть систематичной и постоянной;
-работа должна соответствовать уровню общемоторного, психического развития ребенка;
-работа должна соответствовать возрастным требованиям;
-работа должна приносить ребенку радость.
Воспитание и коррекция речи детей с речевой патологией - сложная система работы, которая включает в себя несколько этапов. Одним из ведущих принципов всей коррекционной работы и каждого этапа в отдельности является принцип «от простого к сложному». Этому же принципу подчинена и моя работа по развитию мелкой моторики. Каждый вид деятельности по формированию тонких движений пальцев рук является пропедевтическим по отношению к следующему.
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «Пальчиковые игры».
«Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д.
На сегодняшний день достаточно много практических пособий, включающих «пальчиковые игры». Для удобства я составила картотеку «пальчиковых игр», куда вошел практический материал различных авторов.
Для детей коррекционной группы проговаривание стихов одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизируется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребенок усвоит какую-нибудь одну «пальчиковую игру», он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стихов и песенок.

Оптимально, на мой взгляд, проводить пальчиковые игры в форме физкультминуток. Физкультминутка как элемент двигательной активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сидением. Если проводить пальчиковую гимнастику стоя, примерно в середине занятия, такая гимнастика, на мой взгляд, послужит сразу двум важным целям и не потребует дополнительного времени.
Упражнения, в которых используется поверхность стола, нужно проводить, не поднимая детей со стульчиков. Такие упражнения полезно, конечно же, сочетать с традиционными (динамическими) физкультминутками, чтобы обеспечить дошкольникам двигательную активность.
При рассмотрении привычного набора занятий для развития мелкой моторики через «пальчиковую гимнастику» можно отметить два факта:
-при проведении упражнений, действия главным образом приходятся на «социальную» зону руки - большой, указательный и средний пальцы, а безымянный и мизинец практически не используются в упражнениях;
-в основном используются движения захвата предметов, сжатия, редко - растяжения пальцев и почти никогда - расслабления, что может приводить к повышению тонуса.
Поэтому при выполнении заданий по развитию ручной моторики я предлагаю детям:
задания на: сочетание сжатия, растяжения и расслабления, гибкости пальцев и кистей рук; изолированные движения каждого из пальцев.
Игры с карандашом:
-Поставить локти на стол, взять карандаш за концы тремя пальцами левой руки и тремя пальцами правой руки и покрутить его вперед назад.
-Массаж карандашом каждого пальца, ладони в отдельности, то есть левая рука лежит на столе, а правая катает карандаш по ней и наоборот.
-Поставить локти на стол, взять карандаш и зажать его между указательными пальцами обеих рук. Вращать руки вместе с карандашом то в одну сторону, при этом карандаш вращается в горизонтальной плоскости. Затем опустить руки, встряхнуть кисти. Далее можно продолжить,захватив карандаш другими пальцами. Возможно вращение карандаша и в вертикальной плоскости.
-«Ножницы» Поставить локти на стол, зафиксировать два карандаша между пальцами: один карандаш держится указательными пальцами обеих рук, другой - средними. Необходимо соединять пальцы рук, имитируя движения ножниц, при этом стараться не выпустить карандаш.
Еще одним приемом развития точности и согласованности движений кистей рук является
работа с мелкими предметами и мозаиками. Индивидуально я предлагаю собрать из мозаики различные фигуры. Эти задания служат двум целям: коррекции, развитию мелкой моторики и закреплению знаний по лексической теме; совершенствованию фонетико-фонематической сферы.
Точность и ловкость движений пальцев приобретаются детьми и в увлекательном задании «собери бусы», «найди сокровища».
Игры с песком:
-В песке спрятаны бусины (мелкие пуговицы, игрушки и т.п.). Попытаться найти их и нанизать на нитку. Можно усложнять задания: закопать в песок бусины разного вида (цвета, размера, фактуры) и надевать бусины на нитку по определенной схеме.
Искать «сокровища» можно не только в песке, но и в гречневой крупе, горохе, пшене, остатках шерстяной пряже или ниток.
Вся работа по нанизыванию бус требует сенсорно - двигательной координации, аккуратности, настойчивости, т.е. качеств, необходимых для письма.
Кроме пальчиковой гимнастики, существуют и различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания. Выполнение графических упражнений в дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом. Я предлагаю детям два вида
графических упражнений:
-упражнения на нелинованной бумаге;
-упражнения на тетрадном листе в крупную клетку.
Эти упражнения проводятся на протяжении двух лет работы с постепенным усложнением заданий.
Упражнения на нелинованной бумаге включают в себя различные задания:
- «дорожки», когда задача ребенка - провести прямые, волнистые, зигзагообразные линии в середине «дорожки», не отрывая карандаш от бумаги, и не съезжая с «дорожки»;
- обводка рисунков различной степени сложности по контурным линиям, по точкам;
-штриховки: горизонтальные, вертикальные, диагональные, волнистые линии, круговые, полуовальные, петлями. Для штриховки использую трафареты и лекала, по которым дети обводят фигурки. На протяжении двух лет обучения предлагаются различные задания по раскрашиванию изображений предметов. На более поздних этапах детям предлагаются задания по «копированию» предметов. Задача ребенка - срисовать предмет как можно точнее. Данный вид работы очень нравится детям, потому что все задания выполняются в красочных тетрадях.
В тетрадях в крупную клетку выполняют задания:
- рисуют простым карандашом палочки, дуги, кружочки, овалы, размещая все это в клеточках. Затем постепенно переходят к более сложным рисункам. Вся эта работа сопровождается стихами. Делая тот или иной рисунок, ребенок не только выполняет движения рукой, но и включает в работу речевой и слуховой анализаторы, тренирует память, так как стихи постепенно заучиваются. Таким образом, идет оречевление производимых действий. В процессе этой работы сам рисунок дробится на составные элементы, которые отрабатываются построчно. По мере их освоения части соединяются в единое целое, рисунок обрастает новыми деталями. Все они точно вписываются в клетку. Ребенок должен ее очень хорошо видеть и соизмерять свой рисунок с образцом, данным в начале строчки. Если работа вызывает затруднения, то я точками намечаю предстоящую работу. С помощью этой опоры ребенок учится правильно вести линию, не «выезжать» за клеточку, а когда его рука уже хорошо освоит движение, будет делать это самостоятельно. К новому рисунку мы не переходим до тех пор, пока какой-то элемент или движение не отработаны. Эти упражнения полезны еще и тем, что при их выполнении повторяется речевой материал (словарь, стихотворные тексты), отрабатывается звукопроизношение, параллельно идет работа над лексико-грамматической стороной речи. К концу обучения дети уже легко справляются с достаточно сложными заданиями.
Большое внимание в индивидуальной работе с детьми я уделяю работе со
шнуровками, играми - вкладками, сбору пазлов . Пособия подбираю с учетом лексической темы.
Точность и координация движений развиваются у ребенка и в процессе
застегивания и «пришивания» пуговиц различного размера.
Работа с
различными по фактуре материалами - еще один прием совершенствования мелкой моторики детей. Детям доставляет большое удовольствие работа со специальным пластилином, который не липнет к рукам. Из него на занятии мы лепим буквы, а так же предметы по лексической теме. Интересна и увлекательна и работа с «каштанами» (резиновыми мячиками с шипами). С помощью «каштанов» дети производят самомассаж кистей и пальцев рук. Конструкция массажера позволяет эффективно воздействовать на различные функции кисти как органа, анализаторы и психо-эмоциональную сферу ребенка, позволяет снять мышечное пальчиковое утомление, улучшает кровоток кистей и пальцев рук. Упражнения с «каштанами» я провожу по практическому пособию к программе «Гармония развития ребенка через гармонию развития движений». Помимо работы с «каштанами», в комплекс самомассажа включены упражнения с карандашами, палочками, задание на растирание в руках мешочков с горохом и фасолью.
Все приемы работы по развитию мелкой моторики проводятся параллельно, они дополняют друг друга, а их чередование делает занятия эмоционально насыщенными. В приложении можно ознакомиться с коррекционным планом по развитию мелкой моторики на два учебных года.
В конце каждого учебного года я проводила контрольную диагностику моторики кистей и пальцев рук. Результаты явно отражают положительное влияние комплексной работы на развитие мелкой моторики детей.
Результаты речевого обследования детей группы в конце каждого года обучения так же дают основания сделать вывод об огромном влиянии развития мелкой моторики на речь детей с нарушением речи.

Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи

у детей раннего возраста.

Речь - неотъемлемая часть человека, необходимое условие существования человеческого общества, овладение способностью правильно воспринимать и понимать словесную информацию, а также точно и разнообразно выражать свои мысли и чувства, имеет исключительно важное значение, для полноценного и своевременного психического развития.

Роль развития речи ребенка, впервые годы жизни трудно переоценить. Овладение речью перестраивает процессы восприятия, памяти, мышления, совершенствует все виды детской деятельности, а также «социализацию» ребенка. Грамотная, четкая, чистая и ритмическая речь – не дар природы, она приобретается человеком в детстве благодаря усилием родителей и семьи в окружении, котором растет ребенок.

В последнее время резко возросло количество детей раннего возраста с задержкой речевого развития. Ранний возраст является ответственным и уникальным для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития ребенка. В этот период развиваются моторные функции, речь, познавательная деятельность. К трем годам жизни ребенка – речь становится доминирующей линией развития.

Ученые давно уже доказана теснейшая связь между развитием движения рук и формированием произношения, где движения играют стимулирующую роль, активно и положительно влияя на развитие и функционирование речевых зон коры головного мозга, причем именно в дошкольном возрасте, пока идет процесс формирования речевой моторики.(1)

Все движения организма и речевая моторика имеют единый механизм, поэтому, чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребенка, чем быстрее он начинает говорить. Активная речь начинает формироваться, когда движение пальцев рук ребенка достигает достаточной силы и точности.

У детей с задержкой речевого развития очень часто наблюдается недостаточность двигательной сферы, в том числе недостаточная координация мелкой моторики пальцев рук. Развивая мелкую моторику и координацию движений руки, мы влияем на речевое развитие ребенка.

Работу по тренировке пальцев рук нужно начинать с самого раннего детства. С помощью простых поглаживаний ладоней и пальчиков ребенок получает психоэмоциональную поддержку. Малыши очень любят забавы с пальцами, которые сопровождаются веселыми стихами- прибаутками.

В дошкольном возрасте основной вид деятельности - это игра. Используя разнообразные игры и упражнения на мелкую моторику, необходимо обязательно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции.

Для определения уровня развития речи педагогами давно разработан такой метод: ребенка просят показать один пальчик. Два пальчика, три пальчика и если движения напряженные, пальчики сгибаются и разгибаются только вместе, то эти дети с проблемами в развитии речи. А это значит, что необходимо как можно больше заниматься с детьми пальчиковыми играми.

Работу по развитию мелкой моторики рук у детей с нарушением речи необходимо проводить систематически, уделяя ей по 7-10 минут ежедневно.

Все упражнения проводятся в игровой форме и их сложность должна выбираться педагогом в зависимости от уровня развития моторики рук ребенка.

Основные принципы проведения пальчиковых игр: - Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой. - При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением. - Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяются новыми. - Наиболее понравившиеся игры можно оставить в своей картотеке и возвращаться к ним по желанию ребёнка. - Не надо ставить перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может "отбить" интерес к игре. - Нельзя принуждать ребёнка к игре, а обязательно надо разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру. (3)

Для развития мелкой моторики ребенка чаще всего педагогами используются следующие упражнения игры:

1. Игра в пальчиковые игры: пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой, игры- манипуляции, театр в руке и т.д.

Эти игры сопровождаются обязательно чтением народных потешек. Они создают благоприятный фон, обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют развитию умения слушать и понимать содержание потешки, учат улавливать ритм речи.

2. Игровой массаж кистей рук. Крутить в руках бруски или шестигранный карандаш, грецкие орехи, мячи с шипами.

Игровой самомассаж кистей рук очень эффективный и является универсальным средством реабилитации тонких движений рук.

3. Физические игры и упражнения.

4. Упражнения, направленные на развитие ручной умелости, а также для своевременного овладения навыками самообслуживания. Это застегивание и расстегивание пуговиц разного размера, молний, кнопок, завязывания шнурков, узелков и т.д., плести косички из жестких ниток, разнообразные шнуровки.

5. Для развития тонкой ручной координации, важно также, чтобы ребенок регулярно занимался разнообразными видами ручной деятельности. Это рисование, аппликация, лепка, конструирование, выкладывание узоров из мозаики и счетных палочек.

Задача педагога донести и до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. В этом помогут различные семинары практикум для родителей «Развитие речи через пальчиковую игру», консультации «Игровой самомассаж и речь ребенка», бесед, мастер- класс «Играем и речь развиваем», разнообразные домашние задания «Игры на кухне с крупой»; рекомендации по их выполнению. Родители должны понять роль развития мелкой моторики рук ребенка в речевом развитии, чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру.(4)

Ребенок, у которой достаточно хорошо развита мелкая моторика, умеет логически рассуждать, у него высокий уровень развития памяти и внимания, связанной речи.

Литература

1.Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. М.: Просвещение. 2012.

2. Бардышева Т.Ю. Пальчиковые игры М.: «Карапуз- дидактика». 2006.

3. Емельянова Н. В. Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников // Вопросы дошкольной педагогики. - 2016. - №2.

4.Светлова И.Н. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. М.: Просвещение. 2001.