Консультация для родителей«Игры для развития логического мышления в детском саду и дома. Консультация для родителей «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста

Организация: Структурное подразделение МБОУ «СОШ №12» Детский сад № 65 «Якорёк»

Населенный пункт: Архангельская область, г. Северодвинск

Согласно ФГОС ДО, одной из образовательных областей содержания Программы дошкольных учреждений является познавательное развитие, которое должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей. Познавательное развитие в частности предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; формирование первичных представлений об отношениях объектов окружающего мира; развитие воображения и мышления.

Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном возрасте.

Но зачем логика маленькому ребенку, дошкольнику? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте - в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба - решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению.

В целях развития логического мышления нужно предлагать ребенку самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение, строить индуктивные и дедуктивные умозаключения.
Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.

Что же такое логическое мышление? Чему приоритетно обучать детей?

Логическое мышление – это вид мышления, сущность которого в оперировании понятиями, суждениями, умозаключениями на основе законов логики, их сопоставлении и соотнесении с действиями или же совокупность умственных логических достоверных причинно – следственных закономерностей, позволяющих согласовать наличные знания с целью описания и преобразования объективность действительности.

Логическое мышление включает в себя ряд компонентов:

Умение определять состав, структуру и организацию элементов и частей целого и ориентироваться на существенные признаки объектов и явлений;

Умение определять взаимосвязь предмета и объектов, видеть их во времени;

Умение подчиняться законам логики, обнаруживать на этой основе закономерности и тенденции развития, строить гипотезы и выводить следствия из данных предпосылок;

Умение производить логические операции, осознанно их аргументируя.

Как и в любой сфере развития личности, мышление ребенка проходит несколько стадий формирования. В психологии принято определять три стадии развития мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.

Наглядно-действенное мышление – это метод «проб и ошибок». Получая новый предмет, ребенок первым делом старается взаимодействовать с ним – попробовать на зуб, трясет, стучит им по полу, вертит со всех сторон.

Второй этап развития мышления наступает примерно в 3-4 года и длится до 6-7 лет. Теперь мышление ребенка наглядно-образное. Он уже может опираться на прошлый опыт – горы вдалеке не кажутся ему плоскими, чтобы понять, что большой камень - тяжелый, ему необязательно взять его в руки – его мозг накопил много сведений от различных каналов восприятия. Дети постепенно переходят от действий с самими предметами к действию их образами. В игре ребенку уже необязательно использовать предмет-заместитель, он может представить себе «игровой материал» - например, «поесть» из воображаемой тарелки воображаемой ложкой. В отличие от предыдущего этапа, когда для того, чтобы подумать, ребенку было необходимо взять предмет в руки и взаимодействовать с ним, сейчас достаточно представить его.

В этот период ребенок активно оперирует образами – не только воображаемыми в игре, когда вместо кубика представляется машинка, а в пустой руке "оказывается" ложка, но и в творчестве. Очень важно именно в этом возрасте не приучать ребенка к использованию готовых схем, не насаждать собственные представления. В этом возрасте развитие фантазии и умения генерировать собственные, новые образы служат залогом развития интеллектуальных способностей – ведь мышление образное, чем лучше ребенок придумывает свои образы, тем лучше развивается мозг. Многие думают, что фантазия – это пустая трата времени. Однако от того, насколько полно развивается образное мышление, зависит его работа и на следующем, логическом, этапе. Поэтому не стоит волноваться, если ребенок в 5 лет не умеет считать и писать. Гораздо хуже, если он не умеет играть без игрушек (с песком, палочками, камушками и т.п.) и не любит заниматься творчеством! В творческой деятельности ребенок пытается изображать свои придуманные образы, ищет ассоциации с известными предметами. Очень опасно в этот период "обучать" ребенка заданным образам – например, рисование по образцу, раскрашивание, и т.п. Это мешает ему создавать собственные образы, то есть, мыслить.

К концу дошкольного периода у ребенка хорошо развита речь, он уже владеет абстрактными понятиями и может самостоятельно обобщать. Так постепенно (примерно с 7 лет) происходит переход на следующую ступеньку развития мышления – оно становится словесно-логическим. Речь позволяет мыслить не образами, а понятиями, структурировать и обозначать информацию, полученную с помощью органов чувств. Дети 7-8 лет уже могут отвлечься от конкретного образа и выделять основные понятия. Ребенок самостоятельно определяет существенные признаки предмета или явления, относит новый предмет к известным ему категориям, и, наоборот, наполняет новую категорию соответствующими понятиями. Дети способны оценить настоящую величину объекта (десятиэтажный дом на горизонте не кажется им крошечным). У них формируются причинно-следственные связи, общие характеристики явлений и предметов. Они способны производить действия без опоры на образы.

Все хорошо вовремя, и ребенок обязательно пройдет все стадии развития мышления, пусть же каждая из них даст ему все, что возможно только в определенный период.

Формирование логических приемов является важным фактором, непосредственно способствующим развитию процесса мышления ребенка. Рассмотрим возможности активного включения в процесс математического развития ребенка дошкольного возраста, различных приемов умственных действий на математическом материале.
Сериация - построение упорядоченных возрастающих или убывающих рядов. Классический пример сериации: матрешки, пирамидки, вкладные мисочки и т. д.
Сериации можно организовать по размеру: по длине, по высоте, по ширине - если предметы одного типа (куклы, палочки, ленты, камешки и т. д.); «по величине» (с указанием того, что считать «величиной») - если предметы разного типа (рассадить игрушки по росту). Сериации могут быть организованы по цвету: по степени интенсивности окраски.
Анализ - выделение свойств объекта, выделение объекта из группы или выделение группы объектов по определенному признаку.
Например, задан признак: кислый. Сначала у каждого объекта множества проверяется наличие или отсутствие этого признака, а затем они выделяются и объединяются в группу по признаку «кислые».
Синтез - соединение различных элементов (признаков, свойств) в единое целое. В психологии анализ и синтез рассматриваются как взаимодополняющие друг друга процессы (анализ осуществляется через синтез, а синтез - через анализ).
Для развития продуктивной аналитико-синтетической мыслительной деятельности у ребенка в методике рекомендуют задания, в которых ребенку необходимо рассматривать один и тот же объект с разных точек зрения. Способом организации такого всестороннего рассмотрения является прием постановки различных заданий к одному и тому же математическому объекту.
Сравнение - логический прием, требующий выявления сходства и различия между признаками объекта (предмета, явления, группы предметов); требует умения выделять одни признаки объекта и абстрагироваться от других. Для выделения различных признаков объекта можно использовать игру «Найди это»:
· Какие из этих предметов большие желтые? (Мяч и медведь.)
· Что большое желтое круглое? (Мяч.) и т. д.
Ребенок должен использовать роль ведущего так же часто, как и отвечающего - это подготовит его к следующему этапу - умению отвечать на вопрос:
·Что ты можешь рассказать об этом предмете? (Арбуз большой, круглый, зеленый; солнце круглое, желтое, горячее.).
При подборе материала для задания педагог должен следить за тем, чтобы не получился набор, ориентирующий детей на несущественные признаки объектов, что будет подталкивать к неверным обобщениям. Следует помнить, что при эмпирических обобщениях дети опираются на внешние, видимые признаки объектов, что не всегда помогает правильно раскрыть их сущность и определить понятие.
Формирование у детей способности самостоятельно делать обобщения является крайне важным с общеразвивающей точки зрения. В связи с изменениями в содержании и методике обучения математике в начальной школе, которые ставят своей целью развивать у учащихся способности к эмпирическому, а в перспективе и теоретическому обобщению, важно уже в детском саду обучать детей различным приемам моделирующей деятельности с помощью вещественной, схематической и символической наглядности (В.В. Давыдов); учить ребенка сравнивать, классифицировать, анализировать и обобщать результаты своей деятельности.

Литература:

  1. Беженова М. Математическая азбука. Формирование элементарных математических представлений. – М.: Эксмо, СКИФ, 2005.
  2. Белошистая А.В. Готовимся к математике. Методические рекомендации для организации занятий с детьми 5-6 лет. – М.: Ювента, 2006.
  3. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Математика. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – М.: ТЦ "Учитель", 2007.
  4. Денисова Д., Дорожин Ю. Математика для дошкольников. Старшая группа 5+. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
  5. Занимательная математика. Материалы для занятий и уроков с дошкольниками и младшими школьниками. – М.: Учитель, 2007.
  6. Звонкин А.К. Малыши и математика. Домашний кружок для дошкольников. – М.: МЦНМО, МИОО, 2006.
  7. Кузнецова В.Г. Математика для дошкольников. Популярная методика игровых уроков. – СПб.: Оникс, Оникс-СПб, 2006.
  8. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. – М.: Детство-Пресс, 2007.
  9. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. – М.: Ювента, 2006.
  10. Сычева Г.Е. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. – М.: Книголюб, 2007.
  11. Шалаева Г. Математика для маленьких гениев дома и в детском саду. – М.: АСТ, Слово, 2009.

Ольга Александрова
Консультация для родителей «Развитие у старшего дошкольника логического мышления».

Очень важно на протяжения дошкольного возраста сформировать у ребёнка умение правильно думать, анализировать, рассуждать. Известно, что многие дети испытывают затруднения при усвоении математических знаний в школе. Предложенные игры помогут развить логическое мышление , но и интерес к математике.

Предлагайте много игр направленных на сравнение двух изображений, нахождения отличий между ними старшем возрасте 10 - 15 отличий) . Так же можно предлагать выделять отличия из группы предметов (по цвету, величине; способу питания, если идёт сравнение животных; материалу изготовления, тем самым выделяя свойства предмета.).

Предлагайте детям игры - лабиринты, они позволят развить внимание и пространственные представления.

Очень полезно давать детям игры включающие блоки Дьенеша. Такие игры позволяют не только усвоить различия по цвету, размеру, толщине, форме, но и научат ребёнка анализировать, группировать, ориентироваться на плоскости, выделяя сразу 2 - 4 признаков отличия.

Следует отметить игры в разлинованном на 9 частей квадрате. Они позволяют развивать логическое мышление , выделять сходство и различие по строке и столбцу так, чтобы они не повторялись. К ним относятся игровые упражнения по типу "Сравни и заполни пустые клеточки", "Каких предметов не достаёт".

На протяжении дошкольного детства дети учатся группировать и систематизировать предметы и объекты, выделяя общее и находя различия. К ним можно отнести игру по типу "Четвёртый лишний".

Так же не следует не забывать про шашки и шахматы, в которые можно поиграть вечером всей семьёй.

Старайтесь приобретать для детей игры многофункциональные, к ним можно отнести игровое пособие с 90 развивающих заданий где ребёнок решает устно, развивает мышление , внимание, память, но и может раскрашивать. (игровые карточки представлены издательством "АЙРИС -пресс") .

Удачи и успехов в совместных интересных играх!

Публикации по теме:

Доклад на педсовет 03.02.2015г. Значение игры в воспитании ребенка рассматривается во многих педагогических системах прошлого и настоящего.

Развитие логического мышления с помощью загадок Одной из основных задач ДОУ является развитие интеллектуально – ценностных способностей детей, как предпосылка к начальному образованию.

Развитие логического мышления в игровой деятельности дошкольника Даже от самого жаркого огня в камине знаний останется всего только горстка холодной золы, если рядом не будет заботливых рук истопника-педагога.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста Мышление - наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.

Консультация педагога-психолога Консультация для педагогов и родителей «Формирование логико-математического мышления дошкольника» Каждый.

Консультация для родителей «Развитие внимания, памяти, логического мышления» Консультация для родителей. Развитие внимания,памяти,логического мышления. Роль памяти в развитии ребёнка огромна. Усвоение знаний об окружающем.

План по самообразованию воспитателя «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста» Многие педагоги и родители знают, что математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр Развитие логического мышления в старшем дошкольном возрасте помогает формировать у детей высокую активность и глубокие знания в познавательной.

Беседа с родителями «Развитие логического мышления у детей»

Уважаемые родители, тема нашей беседы сегодня развитие логического мышления у детей, но прежде я бы хотела познакомить вас с тем, что умеют наши дети. Иллюстрирую успехи, наглядным материалом – картинки-задания.
А кто из вас занимается дома с детьми? Кто, больше занимается? Чем именно? Какие книги используют, откуда берут задания? (Родители высказываются: покупают книжки-ребусы, игралочки, раскраски по логическому мышлению, по занимательной математике.) Одобряю, хвалю, подробней расспрашиваю родителей.
А сегодня хотелось бы поговорить с вами вот на какую тему: «Развитие логического мышления у детей». Наверное, каждый из вас задавался вопросом зачем нужна логика ребенку?
Логическое мышление – залог успеха. Логические мысли помогают нам выстраивать четкую картину происходящего, понимать и оценивать вещи и явления.
Как показывают последние исследования детских психологов, в развитии логического мышления у детей есть постепенный переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному. И вам, родителям отводится важная роль научить малыша-дошкольника свободно пользоваться анализом, сравнением, обобщением, классификацией предметов и явлений. Простыми словами, дети с помощью нас взрослых, через игровые занятия обучаются простейшим логическим операциям. Занятия по развитию элементарному логическому мышлению для дошкольников составляются, используя дидактические игры. Ведь для них игра – ведущая деятельность. Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствовать к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Дидактические игры как один из наиболее естественных видов деятельности детей и способствует становлению и развитию интеллектуальных и творческих проявлений, самовыражению и самостоятельности. Развитие логического мышления у детей через дидактические игры имеет важное значение для успешности последующего школьного обучения, для правильного формирования личности школьника и в дальнейшем обучении помогут успешно овладеть основами математики и информатики.
От чего зависит логическое мышление? Оно зависит от его быстроты, способности рассуждать, решать задачи в разных областях.
Как правило, такие задатки определяются генетически. Ученые полагают, что на долю наследственности отводится в среднем 70% ребенка. Но это не значит, что их нельзя развивать. Ведь остальные 30% остаются в нашем распоряжении.
И это не природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны).
Логика – это рассуждение. Логическое мышление – способность рассуждать. А как развить логическое мышление, что для этого нужно?
Для выработки определенных математических умений и навыков необходимо развивать логическое мышление дошкольников. Поэтому необходимо научить ребенка решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению. Решение логических задач развивает способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям.
Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей.
Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая занимательная задачка содержит в себе некий "подвох" и для ее решения необходимо понять, в чем тут хитрость.
Приведем примеры логических задач, игр и упражнений, которые активно используются на занятиях по формированию элементарных математических представлений в ДОУ. Но они настолько просты, что у родителей есть возможность использовать их и при домашнем закреплении полученного материала.
Логические задачи.
1. Саша ел яблоко большое и кислое. Коля - большое и сладкое. Что в яблоках одинаковое, что разное?
2. Маша и Нина рассматривали картинки. Одна в журнале, другая в книге. Где рассматривала Нина, если Маша не рассматривала в журнале?
3. Толя и Игорь рисовали. Один - дом, другой - ветку с листьями. Что рисовал Толя, если Игорь не рисовал дом?
4. Под елкой цветок не растет,
Под березой не растет грибок.
Что растет под елкой?
5. Все рыбы дышат жабрами. Щука – это рыба! Что из этого следует?
6. Некоторые мальчики любят играть в футбол. Значит ли это, что все, кто любит играть в футбол – мальчики?
Если ребенок не справляется с решением задачи, то, возможно он еще не научился концентрировать внимание и запоминать условие, в этом случае родитель может помочь ему сделать выводы уже из условия задачи. Прочитав первое условие, взрослый должен спросить, что ребенок узнал, что понял из него, так же и после второго предложения и т.д. Вполне возможно, что к концу условия ребенок догадается, какой должен быть ответ.
Обычные загадки , созданные народной мудростью, также способствуют развитию логического мышления ребенка:
Два конца, два кольца, а посередине гвоздик? (ножницы).
Висит груша, нельзя скушать? (лампочка).
Зимой и летом одним цветом? (ёлка).
Сидит дед, во сто шуб одет; кто его раздевает, тот слезы проливает? (лук).
Логические игры.
Назови одним словом

Ребенку зачитывают слова и просят назвать их, одним словом. Например: лиса, заяц, медведь, волк - дикие животные; лимон, яблоко, банан, слива - фрукты.
Для детей старшего возраста можно видоизменить игру, давая обобщающее слово и предлагая им назвать конкретные предметы, относящиеся к обобщающему слову. Транспорт - ..., птицы - ...
Классификация
Ребенку дают набор картинок с изображением различных предметов. Взрослый просит рассмотреть их и разложить на группы, т.е. подходящие с подходящими.
Найди лишнее слово
Детям предлагается четыре картинки или произносится вслух четыре слова, из которых только три можно объединить по общему признаку – форме, цвету, значению. Ребенок называет лишнее слово и объясняет почему он так считает.
Варианты картинок или слов:
Яблоко, слива, огурец, груша (лишнее слово огурец, потому что это овощ, а остальные слова обозначают фрукты).
Молоко, творог, сметана, хлеб
Ложка, тарелка, кастрюля, сумка
Платье, свитер, шапка, рубашка
Береза, дуб, сосна, земляника
Воробей, синица, стрекоза, ворона
Дуб, колокольчик, береза, рябина
Мяч, карандаши, кукла, машинка
«Аналогии»
Ребенку предлагается подобрать слово, аналогично первой паре слов
Варианты слов:
Ложка - кушать, а нож- ….
Пила – пилить, а топор - ….
Тетрадь – писать, а книга - ….
Игла – шить, ножницы - ….
Кровать – спать, стул - ……
Можно разнообразить игру и предложить ребенку исправить ошибку.
«Исправь ошибку»
Муха – ползает, змея – летает.
Пироги – варят, суп – пекут.
Собака мяукает, а кошка лает.
Лицо чистят, а зубы умывают.
Врач - учит, учитель – лечит.
Певица танцует, а балерина – поет.
Ночью светло, а днем темно.
Стимуляция логического мышления с помощью вопросов «Сколько?», «Где?» «Когда?»
«СКОЛЬКО?»

1. Сколько у тебя глаз, ушей, носов, пальцев на правой или левой руке, ноге?
2. Сколько времен года?
3. Сколько дней в неделе?
4. Сколько цветов в радуге?
5. Сколько месяцев в году?
Сколько рогов у коровы?
6. Сколько планет вращается вокруг Солнца?
7. Сколько ножек у стула?
8. Сколько звезд на небе?
Вопрос «ГДЕ?»
1. Где продают лекарства?
2. Где растут фрукты?
3. Где люди могут плавать зимой?
4. Где берут книги для чтения?
5. Где пекут хлеб?
6. Где смотрят спектакли?
7. Где ремонтируют часы?
8. Где люди подстригаются?
9. Где оставляют автомобили, когда ими не пользуются?
Вопрос «КОГДА?»
1. Когда на деревьях появляются листочки?
2. Когда небо темное?
3. Когда люди ужинают?
4. Когда светит Солнце?
5. Когда начинает таять снег?
6. Когда люди завтракают?
7. Когда в доме включают свет?
8. Когда убирают урожай?
Чередование
Предложите ребенку нарисовать, раскрасить или нанизать бусы. Обратите внимание, что бусинки должны чередоваться в определенной последовательности. Таким образом, можно выложить забор из разноцветных палочек и т.д.
Сравнение предметов (понятий)
Ребенок должен представлять себе то, что он будет сравнивать. Задайте ему вопросы: "Ты видел муху? А бабочку?". После таких вопросов о каждом слове предложите их сравнить. Снова задайте вопросы: "Похожи муха и бабочка или нет? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?"
Дети особенно затрудняются в нахождении сходства. Ребенок 6-7 лет должен правильно производить сравнение: выделять и черты сходства, и различия, причем по существенным признакам.
Пары слов для сравнения: муха и бабочка; дом и избушка; стол и стул; книга и тетрадь; вода и молоко; топор и молоток; пианино и скрипка; шалость и драка; город и деревня.
Отгадывание небылиц
Взрослый рассказывает о чем-то, включая в свой рассказ несколько небылиц. Ребенок должен заметить и объяснить, почему так не бывает.
Пример: Я вот что хочу вам рассказать. Вот вчера - иду я по дороге, солнышко светит, темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за угла как выскочит собака, как зарычит на меня: "Ку-ка-ре-ку!" - и рога уже наставила. Я испугался и убежал. А ты бы испугался?
Иду я вчера по лесу. Кругом машины ездят, светофоры мигают. Вдруг вижу - гриб. На веточке растет. Среди листочков зеленых спрятался. Я подпрыгнул и сорвал его.
Пришел я на речку. Смотрю - сидит на берегу рыба, ногу на ногу закинула и сосиску жует. Я подошел, а она прыг в воду - и уплыла.

На занятиях по развитию логического мышления используются различные игры. Такие игры, как “Кто летает?”, “Съедобное – несъедобное”, “Загадки”– они способствуют формированию внимания ребенка и его интеллектуальных способностей, учит выделять существенные признаки предметов.
Игры, где нужно искать одинаковые свойства или признаки предметов: “Чудесный мешочек”, “Определи предмет на ощупь”, “Найди предмет, отличающий от других”. В таких играх ребенок учится рассуждать, быть внимательным.
Быть наблюдательным и внимательным учат игры и упражнения: “Что нарисовано?”, “Назови предмет в ряду”, “Назови предмет одним словом”, “Что лишнее? Почему?”, “Домино”, “Как одним словом можно назвать предметы”.
Для развития интеллектуальных способностей дети играют в такую игру как “Я знаю пять …”. Она учит классифицировать и обобщать.
Игра “Белый лист” направлена на развитие восприятия свойств предметов, как форма, величина, на развитие моторики рук.
Такие упражнения “Рыбы-птицы-звери”, “Одежда-мебель-посуда”, “Овощи- фрукты-ягоды”, в результате дети усваивают, что представители вида входят в пределы рода.
Для формирования понятий количественных и качественных понятий используем такие упражнения “Найди картинку с самым низким деревом”, “Найди картинку с самым высоким мальчиком”, “Покажи мяч средней величины” и прочие.
Игры “Лабиринты”, “Продолжи ряд”, “Помести недостающую фигуру”, развивают логическое мышление, смекалку, сообразительность.
На сегодняшний день существует огромное количество печатных изданий с упражнениями на развитие логического мышления, где приводятся всевозможные задания для развития детей.
Для подобных занятий не обязательно отводить специальное время, можно тренироваться в любом месте. Например, во время прогулки или похода из детского сада домой. Но это не только математическая тренировка, это также и прекрасно проведенное время вместе с собственным ребенком. Однако в стремлении к изучению основ математики важно не переусердствовать. Самое главное - это привить дошкольнику интерес к познанию. Для этого занятия по математике должны проходить в увлекательной игровой форме и не занимать много времени.
Итак, в заключении можно сделать вывод, что развитие логического мышления, умения классифицировать, обобщать, группировать предметы, строить графические модели, развитие интеллектуальных и личностных качеств, самовыражение и самостоятельность имеет важное значение для успешного умственного развития и последующего школьного обучения. Дидактические игры, различные беседы, головоломки, лабиринты, загадки способствуют развитию умения находить в предметах сходство и различие, выделять наиболее существенные признаки, группировать предметы на основании общих признаков, обеспечивает усвоению детьми обобщенных названий. Обучение детей классификации способствует успешному овладению более сложным способом запоминания – смысловой группировкой, с которой дети встречаются в школе. Развитие у дошкольников способности мыслить приводит к определенным изменениям в поведении и психике детей: возрастает самоконтроль и самостоятельность их деятельности. Обучая детей в процессе игры, идет стремление, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Учение должно быть радостным. Для ребенка умение мыслить логически включает в себя именно способность анализировать предметы, сравнивать и обобщать их, подвергать классификации и выстраивать систематизированные по определенным признакам ряды предметов. Ежедневно к ребенку через органы чувств поступает огромное количество информации. Взрослые с младенчества учат детей узнавать предметы, понимать различные явления и процессы. Все эти виды деятельности мозг может производить только путем последовательных логических операций. Для того, чтобы достичь хороших результатов, мы с вами совместно должны поработать над этим вопросом. (даю рекомендации родителям какой материал (упражнения, игры, иллюстративный материал, карточки-задания можно использовать в работе с детьми дома) – разработаны на каждого родителя. Предлагая малышу поиграть, вы показывайте и рассказывайте, как действовать с той или другой игрушкой, что можно проделать с тем или иным предметом. Повторяя за нами и исследуя все вокруг себя, малыш учится сравнивать предметы, выделять у них схожие признаки, узнавать предметы одной группы, делать определенные выводы и выполнять самые простые логические задания. Эти знания очень пригодятся и в школе, где потребуется самостоятельно искать закономерности явлений, делать правильные выводы, и во взрослой жизни, чтобы не теряться в сложных нестандартных ситуациях. Очень условно можно выделить три этапа в развитии логического мышления у детей: задания с предметами, задания с картинками, устные задания. При решении логической задачи мозг совершает последовательно такие задачи: анализ, вывод, заключение. Вы должны помнить об этом и, занимаясь с ребенком, в обязательном порядке проговаривать свои мысли и комментировать все свои действия. Потому что очень важно объяснять малышам, почему при этой поставленной задаче вы сделали именно такой вывод, а не другой, приняли такое решение, а не другое.
Рекомендую литературу (где можно почитать и найти). В наше время есть в
книжных магазинах очень много занимательных и интересных книг, логических заданий и игр. Приобретите их пожалуйста для ваших детей, эти книги пригодятся для развития математической подготовки.
Спасибо за ваше внимание и за совместную работу.

Список используемой литературы:
1. «Игралочка» практический курс математики для дошкольников, Баласс, Москва 2000;
2. Агаева Е. Формирование элементов логического мышления (старший дошкольный возраст) //Дошкольное воспитание. 1982. №1. С. 38-4 ;
3. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. М., 1995;
4. Развитие мышления и умственное внимание дошкольника / Под ред. Н.Н. Поддьякова, А.Ф. Говорковой. М., 1985;
5. Запорожец А.В. Развитие логического мышления у детей в дошкольном возрасте //Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. М., 1995;

Список рекомендуемой литературы для родителей:
1. Упражнения на каждый день. Логика для дошкольников, Тихомирова Л.Ф.
Издательство: Академия развития Развивающее обучение. Практическое приложение,1999;
2. Развитие мышления и умственное внимание дошкольника / Под ред. Н.Н. Поддьякова, А.Ф. Говорковой. М., 1985;
3. Игры и логические упражнения с цифрами, Баряева Л.Б., Кондратьева С.Ю. Издательство: КАРО,2007 Серия: Подготовка ребенка к школе.


«РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ»
Одна из важнейших задач в воспитании ребёнка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют осваивать новое.
Многие родители полагают, что наиболее необходимым в данном направлении развития ребенка является знакомство цифрами и обучение его письму, счету, складыванию и вычитанию (на деле это обычно выливается в попытку выучить наизусть результаты сложения и вычитания в пределах 10).
Однако эти умения очень недолго выручают ребенка, запас заученных знаний кончается очень быстро, и несформированность собственного умения продуктивно мыслить (то есть самостоятельно выполнять указанные выше мыслительные действия) очень быстро приводит к появлению в будущем "проблем с математикой». В современных обучающих программах начальной школы важное значение придается логической составляющей.
Давайте разберемся что такое мышление и как оно развивается в дошкольном возрасте?
Мышление - это психический процесс, с помощью которого человек решает поставленную задачу. Результатом мышления является мысль, которая выражена в словах. Поэтому, мышление и речь тесно связаны между собой. С помощью мышления мы получаем знания, поэтому очень важно его развивать уже с детства.
Мышление развивается в три этапа:
1.наглядно-действенное (когда ребёнок мыслит через действие с помощью манипулирования предметом) - это основной вид мышления ребёнка раннего возраста;
2. наглядно-образное (когда ребёнок мыслит при помощи образов с помощью представлений явлений, предметов) - является основным видом мышления ребёнка дошкольного возраста;
3. словесно-логическое (когда ребёнок мыслит в уме с помощью понятий, рассуждений, слов) - этот вид мышления начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте.
На основе образного мышления формируется логическое мышление. Оно является высшей стадией развития мышления.
Словесно – логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления.
Развитие логического мышления ребенка подразумевает:
- формирование логических приемов мыслительной деятельности:
сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, сериация, аналогия, систематизация, абстрагирование.
- умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи.
Но зачем логика маленькому дошкольнику?
По мнению Л. А. Венгера «Для пятилетних детей одних внешних свойств вещей явно недостаточно. Они вполне готовы к тому, чтобы постепенно знакомиться не только с внешними, но и с внутренними, скрытыми свойствами и отношениями, лежащими в основе научных знаний о мире…»
Навыки, умения, приобретённые ребёнком в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме».
Овладев логическими операциями, ребёнок будет более внимательным, научится мыслить чётко и ясно, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы. Учиться станет легче, а значит, и процесс учёбы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.
В условиях детского сада существует множество настольно-печатных, дидактических игр и дидактических пособий, направленных на развитие логического мышления, которые используются как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности детей, но важно понимать, что именно домашняя обстановка способствует полному раскрепощению ребенка, дома он усваивает материал в индивидуальном для себя темпе, закрепляет знания, полученные в детском саду. И здесь не маловажная роль отводится родителям.
Предлагаем Вашему вниманию игры для развития логического мышления.
Первая игра очень простая, помогает развивать не только логическое мышление, но и пополнять словарный запас вашего ребенка.
«Назови одним словом»
Ребенку предлагается назвать, одним словом несколько картинок или слов. Со временем можно усложнять варианты, идти от простого к сложному.
Варианты слов:
Автобус, трамвай, троллейбус – что это? - транспорт
Груша, яблоко, виноград – что это? - фрукты
Кузнечик, бабочка, комар – что это? – насекомые
Ручка, тетрадь, альбом – что это? – школьные принадлежности
Москва, Санкт- Петербург, Екатеринбург – что это? -города
Аня, Оля, Катя – что это? -имена девочек
Дождь, снег, град – что это? - осадки
Творог, сметана, сыр – что это? – молочные продукты
Таких вариантов слов существует множество, все зависит от Вашего воображения. Главное, чтобы ребенок научился находить у всех этих слов один обобщающий признак и называл его.
Можно видоизменить игру, давая обобщающее слово и предлагая ребенку назвать конкретные предметы, относящиеся к обобщающему слову.
Транспорт - ….
Птицы – …..
Дикие животные - ………..
Музыкальные инструменты - ……….
Мебель - ……………
Посуда- ………………
Следующая игра называется «Четвертый лишний»
Детям предлагается четыре картинки или произносится вслух четыре слова, из которых только три можно объединить по общему признаку – форме, цвету, значению. Ребенок называет лишнее слово и объясняет почему он так считает.
Варианты картинок или слов:
Яблоко, слива, огурец, груша (лишнее слово огурец, потому что это овощ, а остальные слова обозначают фрукты).
Молоко, творог, сметана, хлеб
Ложка, тарелка, кастрюля, сумка
Платье, свитер, шапка, рубашка
Береза, дуб, сосна, земляника
Воробей, синица, стрекоза, ворона
Дуб, колокольчик, береза, рябина
Мяч, карандаши, кукла, машинка
Следующая игра называется «Аналогии»
Ребенку предлагается подобрать слово, аналогично первой паре слов
Варианты слов:
Ложка - кушать, а нож- ….
Пила – пилить, а топор - ….
Тетрадь – писать, а книга - …..
Игла – шить, ножницы - …..
Кровать – спать, стул - ……
Можно разнообразить игру и предложить ребенку исправить ошибку.
«Исправь ошибку»
Муха – ползает, змея – летает.
Пироги – варят, суп – пекут.
Собака мяукает, а кошка лает.
Лицо чистят, а зубы умывают.
Врач - учит, учитель – лечит.
Певица танцует, а балерина – поет.
Ночью светло, а днем темно.
Стимуляция логического мышления с помощью вопросов «Сколько?», «Где?» «Когда?»
«СКОЛЬКО?»
1. Сколько у тебя глаз, ушей, носов, пальцев на правой или левой руке, ноге?
2. Сколько времен года?
3. Сколько дней в неделе?
4. Сколько цветов в радуге?
5. Сколько месяцев в году?
Сколько рогов у коровы?
6. Сколько планет вращается вокруг Солнца?
7. Сколько ножек у стула?
8. Сколько звезд на небе?
Вопрос «ГДЕ?»
1. Где продают лекарства?
2. Где растут фрукты?
3. Где люди могут плавать зимой?
4. Где берут книги для чтения?
5. Где пекут хлеб?
6. Где смотрят спектакли?
7. Где ремонтируют часы?
8. Где люди подстригаются?
9. Где оставляют автомобили, когда ими не пользуются?
Вопрос «КОГДА?»
1. Когда на деревьях появляются листочки?
2. Когда небо темное?
3. Когда люди ужинают?
4. Когда светит Солнце?
5. Когда начинает таять снег?
6. Когда люди завтракают?
7. Когда в доме включают свет?
8. Когда убирают урожай?
Следующая игра называется
«Разложи по порядку» или «Распутай картинки»
Детям предлагается две группы предметов, изображенных на картинке. Это могут быть «Фрукты и овощи», «Домашние и дикие животные», «Посуда и мебель» и другие пары предметов. Картинки перемешиваются между собой, ребенку предлагается распутать картинки и разложить по группам.
Как развивать мышление ребенка без специальных упражнений?
Старайтесь использовать любые бытовые ситуации для развития интеллекта и логики ребенка. В магазине спрашивайте его – что дешевле, а что дороже, почему у большой упаковки цена больше, а у маленькой – меньше, обращайте внимание на особенности весового и упакованного товара. В поликлинике расскажите о логических цепочках, связанных с микробами и заболеваниями, о путях заражения болезнями. Очень хорошо, если рассказ будет подкреплен иллюстрациями или плакатами. На почте расскажите о правилах заполнения адресов и составления индексов. Будет здорово, если вы вместе отправите открытку, будучи в отпуске, а затем получите ее дома. На прогулке говорите о погоде или о днях недели. Формируйте понятия «сегодня», «вчера», «было», «будет» и другие временные параметры, на которых базируется логика. Используйте интересные загадки в то время, когда ожидаете кого-то или находитесь в очереди. Придумайте разнообразные загадки, или используйте готовые. Поиграйте с ребенком в антонимы и синонимы.К группе методик можно отнести интеллектуальные игры Б.П. Никитина «Сложи узор», блоки Дьенеша и игры-головоломки (Танграм, головоломка Пифагора, Волшебный круг, Колумбово яйцо).


Приложенные файлы

Цель : Привлечь родителей к сотрудничеству с воспитателями, выработать у каждого родителя умения организовывать с ребенком игры по развитию математических способностей.

И родители, и педагоги знают, что математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.

Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать (на деле это обычно выливается в попытку выучить наизусть результаты сложения и вычитания в пределах 10). Однако при обучении математике по учебникам современных развивающих систем (система Л. В. Занкова, система В. В. Давыдова, система "Гармония", "Школа 2100" и др.), эти умения очень недолго выручают ребенка на уроках математики. Запас заученных знаний кончается очень быстро, и несформированность собственного умения продуктивно мыслить (то есть самостоятельно выполнять указанные выше мыслительные действия) очень быстро приводит к появлению "проблем с математикой».

В современных обучающих программах начальной школы важное значение придается логической составляющей. Развитие логического мышления ребенка подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи.

Ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее научен элементам школьной программы (счету, вычислениям и

Однако не следует думать, что развитое логическое мышление - это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны).

Прежде всего разберемся в том, из чего складывается логическое мышление.

Логические приемы умственных действий - сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, сериация, аналогия, систематизация, абстрагирование - в литературе также называют логическими приемами мышления. При организации специальной развивающей работы над формированием и развитием логических приемов мышления наблюдается значительное повышение результативности этого процесса независимо от исходного уровня развития ребенка.

Для выработки определенных математических умений и навыков необходимо развивать логическое мышление дошкольников. Поэтому необходимо научить ребенка решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению. Решение логических задач развивает способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям.

Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей.

Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая занимательная задачка содержит в себе некий "подвох" и для ее решения необходимо понять, в чем тут хитрость.

В условиях ДОУ существует множество настольно-печатных, дидактических игр и дидактических пособий, направленных на развитие логического мышления, которые используются как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности детей, но важно понимать, что именно домашняя обстановка способствует полному раскрепощению ребенка, дома он усваивает материал в индивидуальном для себя темпе, закрепляет знания, полученные в детском саду. И здесь не маловажная роль отводится родителям.

Приведем примеры логических задач, игр и упражнений, которые активно используются на занятиях по формированию элементарных математических представлений в ДОУ. Но они настолько просты, что у родителей есть возможность использовать их и при домашнем закреплении полученного материала.

Логические задачи.

1. Саша ел яблоко большое и кислое. Коля - большое и сладкое. Что в яблоках одинаковое, что разное?

2. Маша и Нина рассматривали картинки. Одна в журнале, другая в книге. Где рассматривала Нина, если Маша не рассматривала в журнале?

3. Толя и Игорь рисовали. Один - дом, другой - ветку с листьями. Что рисовал Толя, если Игорь не рисовал дом?

4. Под елкой цветок не растет,

Под березой не растет грибок.

Что растет под елкой?

5. Все рыбы дышат жабрами. Щука – это рыба! Что из этого следует?

6. Некоторые мальчики любят играть в футбол. Значит ли это, что все, кто любит играть в футбол – мальчики?

Если ребенок не справляется с решением задачи, то, возможно он еще не научился концентрировать внимание и запоминать условие, в этом случае родитель может помочь ему сделать выводы уже из условия задачи. Прочитав первое условие, взрослый должен спросить, что ребенок узнал, что понял из него, так же и после второго предложения и т.д. Вполне возможно, что к концу условия ребенок догадается, какой должен быть ответ.

Обычные загадки, созданные народной мудростью, также способствуют развитию логического мышления ребенка:

  • Два конца, два кольца, а посередине гвоздик? (ножницы).
  • Висит груша, нельзя скушать? (лампочка).
  • Зимой и летом одним цветом? (ёлка).
  • Сидит дед, во сто шуб одет; кто его раздевает, тот слезы проливает? (лук).

Логические игры.

Назови одним словом

Ребенку зачитывают слова и просят назвать их одним словом. Например: лиса, заяц, медведь, волк - дикие животные; лимон, яблоко, банан, слива - фрукты.

Для детей старшего возраста можно видоизменить игру, давая обобщающее слово и предлагая им назвать конкретные предметы, относящиеся к обобщающему слову. Транспорт - ..., птицы - ...

Классификация

Ребенку дают набор картинок с изображением различных предметов. Взрослый просит рассмотреть их и разложить на группы, т.е. подходящие с подходящими.

Найди лишнее слово

Прочитайте ребенку серию слов. Предложите определить, какое слово является "лишним".

Старый, дряхлый, маленький, ветхий;

Храбрый, злой, смелый, отважный;

Яблоко, слива, огурец, груша;

Молоко, творог, сметана, хлеб;

Час, минута, лето, секунда;

Ложка, тарелка, кастрюля, сумка;

Платье, свитер, шапка, рубашка;

Мыло, метла, зубная паста, шампунь;

Береза, дуб, сосна, земляника;

Книга, телевизор, радио, магнитофон.

Чередование

Предложите ребенку нарисовать, раскрасить или нанизать бусы. Обратите внимание, что бусинки должны чередоваться в определенной последовательности. Таким образом, можно выложить забор из разноцветных палочек и т.д.

Сравнение предметов (понятий)

Ребенок должен представлять себе то, что он будет сравнивать. Задайте ему вопросы: "Ты видел муху? А бабочку?". После таких вопросов о каждом слове предложите их сравнить. Снова задайте вопросы: "Похожи муха и бабочка или нет? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?"

Дети особенно затрудняются в нахождении сходства. Ребенок 6-7 лет должен правильно производить сравнение: выделять и черты сходства, и различия, причем по существенным признакам.

Пары слов для сравнения: муха и бабочка; дом и избушка; стол и стул; книга и тетрадь; вода и молоко; топор и молоток; пианино и скрипка; шалость и драка; город и деревня .

Отгадывание небылиц

Взрослый рассказывает о чем-то, включая в свой рассказ несколько небылиц. Ребенок должен заметить и объяснить, почему так не бывает.

Пример: Я вот что хочу вам рассказать. Вот вчера - иду я по дороге, солнышко светит, темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за угла как выскочит собака, как зарычит на меня: "Ку-ка-ре-ку!" - и рога уже наставила. Я испугался и убежал. А ты бы испугался?

Иду я вчера по лесу. Кругом машины ездят, светофоры мигают. Вдруг вижу - гриб. На веточке растет. Среди листочков зеленых спрятался. Я подпрыгнул и сорвал его.

Пришел я на речку. Смотрю - сидит на берегу рыба, ногу на ногу закинула и сосиску жует. Я подошел, а она прыг в воду - и уплыла.

Представленные игры это лишь малая часть из существующего разнообразия игр для развития умственных способностей. Большое значение в развитии основ логического мышления дошкольников придается использованию таких обучающих игр, как «Палочки Кюизенера» и «Блоки Дьенеша». Разработано множество пособий по их использованию как в помощь педагогам, так и в помощь родителям. На сегодняшний день существует огромное количество печатных изданий с упражнениями на развитие логического мышления, где приводятся всевозможные задания для развития детей. Не забывайте о классике логических игр: крестиках-ноликах, морском бое, шахматах, уголках и нардах.

Для подобных занятий не обязательно отводить специальное время для, можно тренироваться в любом месте. Например, во время прогулки или похода из детского сада домой. Но это не только математическая тренировка, это также и прекрасно проведенное время вместе с собственным ребенком. Однако в стремлении к изучению основ математики важно не переусердствовать. Самое главное - это привить дошкольнику интерес к познанию. Для этого занятия по математике должны проходить в увлекательной игровой форме и не занимать много времени.

Таким образом, за два года до школы можно оказать значимое влияние на развитие математических способностей дошкольника. Даже если ребенок не станет непременным победителем математических олимпиад, проблем с математикой у него в начальной школе не будет, а если их не будет в начальной школе, то есть все основания рассчитывать на их отсутствие и в дальнейшем

Литература

  1. Е.А.Носова, Р.Л. Непомнящая «Логика и математика для дошкольников» «Детство - Пресс» Санкт- Петербург 2008.
  2. З.А. Михайлова, Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников» «Детство - Прогресс» Санкт- Петербург 2013;
  3. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. - М., 2000
  4. Математика от трех до семи / Учебное методическое пособие для воспитателей детских садов. – М., 2001.
  5. Новосёлова С.Л. Игра дошкольника. - М., 1999.
  6. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике. - М., 1996.
  7. Попова В.И. Игра помогает учиться. //Начальная школа, 1997, №5.
  8. Сорокина А.И Дидактические игры в детском саду. – М.,2003.
  9. Тихоморова Л.Ф Развитие логического мышления детей. – СПб., 2004.
  10. Чилинрова Л.А., Спиридонова Б.В. Играя, учимся математике. - М., 2005.
  11. Щедровицкий Г.П. Методические замечания к педагогическим исследованиям игры. // Психология и педагогика игры дошкольников. Под.ред.Запорожца - М., 2003.
  12. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников-М.,-1990.
  13. Мисуна С. Развиваем логическое мышление // Дошкольное воспитание-2005-№12 с. 21.
  14. Мисуна С. Развиваем логическое мышление // Дошкольное воспитание-2005-№8 с. 48.