Одним из неприятных событий может стать потеря природного голоса. Не всегда врачи дают при этом больничный. А если ваша работа связана предполагает ведение переговоров, то совсем беда. Как же в таком случае быстро восстановиться и вернуться к привычному образу жизни, где нет места молчанию?
Человек обладает способностью издавать звуки посредством вдыхания воздуха через ротовую и носовую полости. Эта уникальность называется голосом.
Попадая внутрь, воздушные массы заставляют связки или голосовые складки создавать вибрации, которые принимают непосредственное участие в звуковых колебаниях. Когда хотя бы одно звено в этой цепи нарушено, голос пропадает.
Чаще всего проблемы с голосом возникают в холодные поры года, когда отмечаются вспышки простудных заболеваний. Голосовые функции могут нарушить переохлаждение или инфекция. Голос может пропасть не полностью, а частично, с возможностью шептать. Причиной такого расстройства могут являться:
Первое место по популярности занимает, конечно же, простуда. При этом связки могут быть не затронуты заболеванием.
Голос пропадает при сильной «заложенности» горла. Нетренированные связки при длительном или несвойственно громком общении могут привести к «срыву» голоса. Он может полностью и не пропасть, но становится очень тихим и сиплым.
Может произойти повреждение нервов, которые регулируют напряжение голосовых складок. Вызвано это может быть инсультом, опухолью мозга, черепно-мозговыми травмами, увеличением лимфатических узлов, аневризмой аорты или туберкулезными, менингококковыми, сифилисными инфекциями.
Обратиться за медицинской помощью при потере голоса следует, если самостоятельно он не восстановился на протяжении трех дней. Обращаться следует к отоларингологу. Диагностика для назначения курса лечения будет включать в себя:
Последние две методики исследования используются для исключения вероятности развития опухоли. При ее обнаружении берется биопсия для установления злокачественности новообразования.
Зев и глотка больного обследуется ЛОРом с помощью специального зеркала. Называется эта манипуляция . Курс лечения назначается после постановки диагноза по результатам проведенных исследований.
Есть несколько советов, которые помогут восстановить севший или пропавший голос, если его отсутствие не вызвано серьезными отклонениями в здоровье. Соблюдайте следующие рекомендации:
Если вы курильщик, то придется отказаться на время восстановления голоса от своей вредной привычки. Если через 3 дня улучшений не произошло, то обратитесь за консультацией к врачу.
Самостоятельно приобретать лекарства для лечения голосовых связок не стоит.
Лучше довериться специалисту, который с учетом причины недуга, степени его тяжести и имеющихся у вас противопоказаний сделает назначения. При потере голоса выписывают:
Перед применением лекарств следует изучить инструкцию к ним и соблюдать установленные режим применения и дозировку. Если врач вам выписал другой режим и объем употребления, то придерживайтесь именно его. Продолжительность медикаментозного курса лечения составляет в среднем около недели.
В домашних условиях можно выполнить множество процедур, которые значительно облегчат самочувствие и помогут быстро восстановить голос.
Перед применением любого из них предварительно получите консультацию у врача, так как могут иметься противопоказания. Народная медицина предлагает:
Народная медицина предлагает для восстановления голоса очень большое количество различных рецептов. Среди них вы обязательно найдете для себя что-то подходящее. Если улучшений от их проведения нет, то проконсультируйтесь с ЛОРом.
Эффективное средство для восстановления голоса:
В логопедии есть большой раздел, который называется фонопедия. Он направлен на лечение звуковых и голосовых патологий. Специальная техника выполнения фонопедических упражнений позволяет разработать голосовые связки и вернуть обычную речь.
Программа для каждого пациента разрабатывается индивидуально. Она учитывает особенности голосового нарушения, имеющиеся патологии связок и причины нарушения голоса. Тренировка проходит поэтапно:
Технику выполнения некоторых упражнений можно найти в интернете, но без контроля специалиста должного эффекта от самостоятельных занятий может не получиться. Поэтому при серьезных расстройствах лечение должно проходить под строгим контролем логопеда.
При потере голоса главная и обязательная рекомендация – обильное теплое питье. Это могут быть чаи, травяные настои, морсы, компоты, молоко и даже алкоголь. Из крепких напитков подогретыми можно пить красное вино, коньяк или глинтвейн с анисом. В вашем ежедневном рационе должны быть:
Использовать в это время специи и пряности не рекомендуется или же в минимальных количествах. Вашему горлу будет легче, если пищу перемолоть и употреблять в перетертом виде. Чем мягче она станет, тем меньше дискомфорта вы испытаете.
Поступающая еда и напитки должны быть теплыми, но не обжигающими. Переохлаждать воспаленное горло не стоит. При потере голоса нельзя есть копчености, соленья, пить кофе и газированные напитки. Они создают дополнительное раздражение для гортани.
Чтобы избежать или минимизировать риск потери голоса следует придерживаться некоторых врачебных рекомендаций. Следовать им гораздо легче чем потом восстанавливать нормальную работу своих связок:
Чем раньше вы начнете восстановление работы связок, тем более быстрым и успешным будет результат. При первых проявлениях потери голоса принимайте меры по их устранению в домашних условиях. Если улучшений нет, обращайтесь к врачу и не затягивайте с лечением.
Чтобы узнать как сорвать голос, не нужно прилагать много усилий. Достаточно забыть про здоровый образ жизни (курение крепких сигарет, холодное пиво); испытать сильное волнение; дышать в мороз через рот; заболеть; надорвать голосовые связки криком (особенно если кричать шёпотом). Действуя подобным образом, можно расстаться с произношением звуков частично или полностью. В медицине такое явление называется афонией.
А Отсутствие бережного отношения к голосовым связкам.
Голос исчезает после разговоров на повышенных тонах или долгих выступлений перед слушателями. Пение, крик, избыточная эмоциональность пагубно влияют на речевой аппарат человека. Чаще всего, сорванный голос бывает у дикторов, певцов и ораторов после сильного напряжения связок.
Б Инфицирование организма бактериями или вирусами.
Афония может возникнуть как в результате тяжелой болезни (сифилис, туберкулез, скарлатина), так и от обычной простуды. Чтобы потерять голос из-за простуды, достаточно расслабиться под кондиционером в жаркую погоду или поймать бактерии от заразного переносчика.
Следствием инфекционных заболеваний, часто становится ларингит – воспаление слизистых оболочек гортани. Симптомы ларингита: сухой кашель, першение, боль при глотании, затруднённое дыхание и температура. Если его не лечить, можно приобрести хроническую форму болезни.
В Другие факторы, провоцирующие потерю голоса.
В редких случаях к афонии приводят: сердечно-сосудистые болезни, гормональные сбои, нарушенный обмен веществ, стрессы, аллергические реакции, расстройства нервной системы.
С первыми симптомами афонии, нужно прекратить разговаривать и дать голосовым связкам отдых. Рекомендуется обратиться за помощью к доктору, который назначит дальнейшую схему лечения. Принимать медикаменты без консультации врача нельзя, это усугубит проблему и ухудшит общее состояние здоровья.
Фониатры отмечают, что дисфония, - иначе говоря, нарушение голоса, вследствие разных причин, - встречается все чаще. Причина кроется в том, что люди настолько привыкли к своим голосам, что не заботятся о голосовых связках должным образом. Человек может говорить целый день, даже не подозревая, какой нагрузке они подвергаются.
Для снятия излишнего напряжения со связок профессионалы рекомендуют ГОМЕОВОКС. Гомеовокс - лекарственный препарат, который был разработан специально для лечения ларингита и охриплости.
Этот препарат благоприятно воздействует на голосовую функцию и устраняет основные причины возникновения дисфонии.
Народная медицина предлагает решить эту проблему с помощью отваров и настоев, которые снимут боль и воспаление в горле. Такое лечение не всегда безопасно, потому что может вызвать аллергические реакции.
Помните – самостоятельное лечение не избавляет от посещения врача специалиста!
1 Репу с огорода измельчить, взять две столовых ложки и варить 15 минут в 250 мл воды. Принимать по 100 мл 4 раза в день.
2 Взять по 3 столовые ложки шалфея, мать-и-мачехи, эвкалипта, поместить в термос и залить одним литром кипящей воды. Настоять 2 часа, затем процедить и употреблять максимум по 30 мл 6 раз в сутки. Этот настой подходит для ингаляций.
3 Одну столовую ложку ягод калины поместить в термос, залить литром кипятка. Настоять 2 часа, процедить. Добавить мёд и употреблять ежедневно перед едой по две столовых ложки 4 раза в день.
4 Если необходимо восстановить голос быстро в домашних условиях, можно выпить перед сном тёплое пиво (утром появится способность говорить).
Тёплый глинтвейн также разогреет голосовые связки. Гоголь-моголь (1 яйцо) и 25 грамм коньяка, подойдут для восстановления голоса у взрослых. Коньяк и гоголь-моголь пьются, чередуясь: первый глоток – коньяк, последний – гоголь-моголь. После процедуры нельзя разговаривать до утра даже шёпотом, спать ложиться основательно утеплившись.
5 Ингаляции с добавлением эфирных масел кедра, чайного дерева, апельсина, лимона также помогут реабилитировать голос.
Опасные последствия наблюдаются в случае, когда голос теряет ребёнок трёх – четырёх лет. Часто подобное происходит при простуде. Ребёнок анатомически имеет более узкую голосовую щель, чем взрослый. Поэтому отёк развивается быстро, что может послужить закрытию голосовой щели до критического размера и привести к летальному исходу.
Реабилитацией голоса и профилактикой подобных проблем педагогическими методами, занимается раздел логопедии – фонопедия. Фонопедические техники представляют собой эффективный, малоинвазивный метод восстановления, коррекции или раскрытия голосового потенциала детей и взрослых.
Занятия подбираются индивидуально. Программа содержит дыхательную и релаксационную гимнастику, тренинги, используются новейшие компьютерные технологии. После занятий с фонопедом, ребенок приобретает навыки правильного владения голосом.
Восстановить голосовые связки помогают специальные упражнения. Если систематически повторять восстанавливающий комплекс; делать упражнения, укрепляющие связки и горло, можно предупредить появление проблем с голосом в будущем. Дыхательные упражнения Стрельниковой отлично подходят в качестве лечебного и профилактического средства, так как они благотворно влияют на все части тела, включая связки.
7 Можно применять губную гармошку: дуть в неё на выдохе и вдохе, постепенно увеличивая время выполнения с двадцати секунд до одной минуты. Издаваемый звук должен быть ровным.
8 Отлично восстанавливают функционирование связок такие упражнения:
Каждое упражнение выполнить шесть раз.
9 Снять напряжение с артикуляционного аппарата поможет «Зевающий лев»: открыть рот как можно шире, закинув назад голову, зевнуть, издавая характерный звук.
11 Растянуть связки и улучшить артикуляцию помогут эти упражнения:
Потеря голоса – серьёзная проблема, так как речевой навык имеет огромное значение при взаимодействии людей. Предупредить неприятности поможет здоровый образ жизни, бережное отношение к голосовым связкам, а также занятия специальной гимнастикой, поддерживающей тонус мышц артикуляционного аппарата.
Если голос пропал вследствие простуды, вернуть его несложно. Главное, вовремя начать лечение и строго придерживаться рекомендаций врача.
Дыхательная гимнастика по Стрельниковой включает в себя комплекс упражнений, целью которых является восстановление потерянного голоса . Популярна среди певцов, имеющих проблемы с голосом. Кроме того, обладает и другим положительным влиянием на человеческий организм.
На сегодняшний день это единственная гимнастика, при которой вдох делается одновременно со сжатием грудной клетки . В результате этого активно работают все части тела, за счёт чего происходит не только улучшение дыхания, но и развитие мышц.
Но во время гимнастики на организм оказывается большая нагрузка, поэтому потребность всех клеток в кислороде значительно увеличивается. Во время короткого и резкого носового вдоха повышается внутреннее дыхание во всех тканях, поэтому увеличивается ассимиляция кислорода. В это же время происходит раздражение большого количества рецепторов слизистой носа, обеспечивающих связь носа с другими органами. Поэтому упражнения дыхательной гимнастики по Стрельниковой дают обширный эффект на весь организм и вылечивают множество болезней .
В последнее время медики всё чаще стали обращаться к этому методу с целью восстановления функций дыхательной системы. Метод Стрельниковой помогает не только восстановить певческий голос, но и вылечить пневмонию и другие патологии лёгких, сердца и сосудов .
Особенно популярна методика среди певцов и актёров. Они применяют её ежедневно и обязательно перед выходом на сцену. Благодаря этому их выступления более энергичны и эмоциональны.
Дыхательная гимнастика Стельниковой не является методом лечения всех заболеваний, а используется как вспомогательное средство к основному лечению.
Метод может быть рекомендован при следующих заболеваниях:
Кроме того, рекомендуется выполнять упражнения Стрельниковой, если у человека наблюдаются частые боли в области сердца, головы, спины, лёгких . Некоторые специалисты рекомендуют применять гимнастику для лечения заболеваний ЖКТ, сахарного диабета, вирусных инфекций и женских заболеваний. Помогает почти полностью вылечить заикание, если начать выполнять гимнастику в детском возрасте.
По системе Стрельниковой положительный результат ощущается уже через несколько недель, если проводить гимнастику дважды в день. Выполнять её могут люди абсолютно любого возраста: они подходят как для детей, так и для людей пенсионного возраста. Их можно выполнять в любом положении тела.
По методу Стрельниковой можно добиться восстановление разных частей тела, что обусловлено положительным влиянием гимнастики на организм:
Кроме того, методика прошла испытание на туберкулёзных больных и интенсивно используется в комплексном лечении . Однако необходимо учитывать, что она противопоказана людям, перенёсшим сильные травмы головы и позвоночника.
При выполнении упражнений обязательно нужно следовать основным правилам и рекомендациям:
При выполнении упражнений, особенно вначале, человек может почувствовать сильное головокружение. Это нормальное явление, поэтому первые акты гимнастики должны выполняться в сидячем положении тела.
Комплекс начинается с разминочного «ладошки», которое нужно усвоить в первый день. Вместе с ним нужно выучить упражнения «погончики» и «насос». На их выполнение требуется 10-20 минут. Затем каждый новый день добавляются дополнительные упражнения.
Делать вдохи без перерывов нельзя, гимнастика помогать не будет.
Гимнастика состоит из нескольких упражнений, каждое из которых имеет свои особенности проведения:
Упражнение противопоказано при ишемии, пороке сердца и в постинфарктном состоянии. Можно начинать его делать через две недели тренировок, а при тяжёлых состояниях число вдохов сократить до четырёх. Беременным делать с осторожностью, голову не откидывать, смотреть прямо.
Это первая часть комплекса, которую необходимо хорошо усвоить, прежде чем приступить к освоению второй. То есть, вторую часть необходимо вводить постепенно, учитывая основные рекомендации, описанные выше. Используются следующие упражнения:
В терапевтических целях гимнастика проводится дважды в день при пустом желудке на свежем воздухе по 1500 вздохов-движений.
Для профилактики болезней упражнения делаются по утрам вместе с утренней гимнастикой или вместо неё. Проводить её можно и в вечерний период для снятия усталости.
Во время выполнения гимнастики по этому методу происходит улучшение кровообращения, все внутренние органы насыщаются кровью, а значит, и кислородом . Таким образом, тренируются все части тела и массажируются внутренние органы. Поэтому эта гимнастика даёт такие результаты. Однако проводить её следует только после предварительной консультации со специалистом.
В 2004 году была выпущена книга А. С. Стрельниковой, в которой описываются все упражнения и методика их выполнения.
Пение - один из способов общения и самовыражения человека, доступный почти каждому. Следовательно, это действие естественное и простое. Тому, у кого природные данные певца, хочется петь точно так же, как и тому, кто от природы бегун и ему хочется бегать. Тело певца устанавливает связи, необходимые именно для пения, легче, чем какие-нибудь иные, и требует их использования, потому что в живой природе то, что не используется, - отмирает.
Пение удовлетворяет не только эстетическую и эмоциональную, но и физическую потребность человека, о чем необходимо знать и помнить певцу. Это работа комплекса мышц, связанных с процессом дыхания, и бессознательно организованная творческим эмоциональным настроем. Комплексная работа невозможна без координирующего центра, а так как ее организует эмоция, профессионал должен уметь создавать ее и сохранять во время пения.
У людей, поющих голосами, которые мы называем «поставленными от природы», связи звуковедения устанавливаются бессознательно, но при этом правильно и легко, дыхание организовано верно. В таких случаях единственное, что обязан сделать педагог, - это помочь певцу осознать, что происходит в его прекрасном инструменте во время пения, чтобы он мог сберечь голос и восстановить естественные связи, если случайность их нарушит.
Но певческие школы в большинстве случаев предлагают воспринимать пение не как способ выражения мыслей и чувств, а как средство для мысленного направления звука на каждой ноте. Заботясь о ноте, певец теряет естественное чувство кантилены и осмысленной фразы и думает не о том, кому, почему и для чего он поет, а о том, попала ли данная нота туда, куда он ее направил.
Увлеченность пением вызывает бессознательное стремление к синтезу, то есть к объединению мышц, участвующих в нем, к организации координирующего центра. Анализ же своих ощущений во время пения ослабляет и нарушает связи звуковедения. Иногда внимание певца сосредоточено на какой-нибудь одной группе мышц: «В маску! В маску!», «На зубы!», «В купол!». Это-то и нарушает естественные связи звуковедения, а с ними теряется и чувство радостно поющего тела, которое есть от природы у человека, как есть оно у соловья или жаворонка.
Необходимость глубоких внутренних связей в большинстве случаев осознана певцами. Их создает и сберегает певческий эмоциональный настрой, пока ему не мешают или мешают не слишком активно. При грубом вмешательстве связь рвется в каком-то звене и голос перестает звучать. Потеря голоса - это нарушение связей звуковедения, а его возвращение - восстановление этих связей.
Голос воспроизводим мелодию. А мелодия - это движение. Произвести движение может только то, что само подвижно. Мяч полетел - его бросила рука, ветка качнулась - ее толкнул ветер. Подвижны органы дыхания, их мускулатура и мускулатура, с ними связанная. Вот что может в человеке говорить, кричать и петь!
Инструмент певца - часть его тела. И при том одна из наиболее важных и наименее управляемых - органы его дыхания. Мы не видим движений, которые происходят внутри них, и эти движения зависят от эмоционального состояния.
Следовательно, учиться петь - это учиться управлять дыханием и певческим эмоциональным настроем. Но не только дыхание подчиняется эмоциям, но и эмоции можно подчинить дыханию! У актеров и певцов есть профессиональный термин «опора». «Опертый» голос - это звонкий голос. А что такое «опертый» вдох? Прикоснуться к плечу партнера - еще не значит на него опереться. Опереться - это перенести на чужое плечо часть тяжести своего тела, почувствовать, что мускулатура плеча стала сопротивляться нажиму вашей руки. Следовательно, «опертый» вдох - это вдох предельной глубины. Воздух, взятый во время такого вдоха, не может идти дальше. Он «оперся», то есть попросту уперся в стенки органов дыхания. Мускулатура, окружающая их, стала сопротивляться нажиму воздуха, и вы чувствуете это. Ощущение похоже на то, какое испытываешь, опираясь на чужое плечо: упругое, физически приятное сопротивление мышц. И если вдох сделан правильно, вам сразу захочется петь!
Вдох - движение воздуха внутрь тела. Сознательно сделать вдох - значит мысленно установить связь с дном легких. Направление гортани диагонально по отношению к легким, следовательно, удобнее петь, если вы сделали сознательно или бессознательно вдох, «опертый» в спину. Легкие расширяются к основаниям не в груди, а в спине. Следовательно, этот вдох легко задержать, хотя объем его велик.
Звучание - выдох, колеблющий голосовые связки. Чтобы сохранить во время звучания чувство «опоры», надо научиться задерживать правильно сделанный вдох. И еще не нужно думать о дороге, по которой вы поведете вдох. Думайте о месте, в которое он мгновенно приходит, потому что, если вы думаете о дороге, там возникает напряжение. Ведите вдох движением и эмоциональным настроем. Пользуйтесь наклоном во время вдоха. Затаите дыхание и пойте, никуда не направляя звук.
Существует мнение, что «запирать» дыхание вредно, чуть ли не опасно. Да, вдох, искажающий форму легких, задерживать, да и просто делать вредно! Вдох же, заполняющий легкие, не искажая их формы, может вернуть и голос, и здоровье!
Вспомните строевую песню в армии, хоровую за столом и песню трудовую, например нашу «Дубинушку». Во всех случаях песня поднимает настояние, освобождает от привычной сдержанности и объединяет людей, как не могут объединить просто слова без мелодии. Желая выразить мысли и чувства, люди ищут прежде всего слова и поют их под музыку. Для человека, поющего естественно, пение - это протяжная речь повышенной эмоциональности.
И в профессиональном пении, в эстрадной, романсовой, оперетточной и даже оперной музыке вокализ - исключение, чаще всего на верхних нотах, где произнесение слов затруднено. И нет естественной границы между разговором и речитативом, а речитатив - вступление к арии. Следовательно, и профессиональному певцу нет смысла представлять себе пение как вокализ со словами, да еще с постановкой голоса. Ведь тогда оно - действие заумное и сложное. И слова в этом случае только мешают петь. А каково слушать певца, которому слова мешают петь? Если же для вас пение - протяжная речь, то это действие эмоциональное и простое и слова помогают петь, организуют кантилену. Надо только уметь произнести эти слова, ведь, как известно, «хорошо произнесенное наполовину спето».
О хорошем певце в народе говорят: «Нутром поет!» И не думайте, что петь нутром - значит петь особо выразительно. Нет. Народ говорил как слышал: поет нутром - значит, звучит тело, как музыкальный инструмент. Звучит грудь. А маска, купол, зубы - неподвижная надстройка над тем, что поет. Поэтому думайте, что произносите слова диафрагмой. И не насилуйте ее. Она все знает. Достаточно только подумать о том, что тело делает слово, и потянуть сказанное. Протяжность расширит ваш диапазон, продемонстрирует ваш тембр и превратит речь в одну из разновидностей музыки - мелодию с текстом.
Музыка имеет три измерения - высоту, тембр и силу. Певец должен просто помогать голосовым связкам смыкаться, чтобы точной была высота каждой ноты, освобождать тембр от посторонних призвуков. А что касается силы, о ней нельзя думать, форсировка ее не создаст. Надо думать о звонкости - звонкий голос хорошо летит в зал. Что касается диапазона, то очевидно, что на верхних нотах активно должны работать брюшной пресс и диафрагма, а на низких - грудные мышцы.
У всех наших пациентов певцов, жаловавшихся на короткий диапазон, слабость звука, быструю утомляемость от пения и разговора, сухость и боли в горле, певческие или фиброматозные узелки, - было мелкое ключичное или грудное перерасширение и напряженное дыхание. Оно-то и являлось главной причиной болезни. Звучание - выдох, колеблющий голосовые связки.
Если в узких верхушках легких воздуха слишком много, ему тесно. И он стремится уйти во время звучания такой широкой струей, что мешает голосовым связкам смыкаться. Он давит снизу на гортань так, что стремится вытолкнуть гортань с сомкнутыми голосовыми связками кверху. Замолчать певец, актер, да и просто человек, которому надо говорить или петь, не может. Он продолжает речь или пение на недосомкнутых или с трудом смыкающихся голосовых связках и, конечно, кончает работу больным.
Идет к врачу. А дальше по кругу: бюллетени, медикаменты, советы беречь голос. И на помощь болезни приходит страх. Человек начинает напряженно думать о гортани и голосовых связках, а они - напрягаются в ответ на его мысли. От неверного звуковедения начинает расти узелок. Бюллетени все чаще и продолжительней, и, если молчание и медикаменты не помогают, - оперативное удаление узелка. Но как бы ни был прекрасен хирург - улучшение самочувствия и звука кратковременны, потому что дыхание и звуковедение остались неверными. Возможно возникновение узелка повторно. Снова оперативное удаление и, в большинстве случаев, предложение сменить профессию.
Следовательно, надо не беречь голос, а иначе организовывать дыхание и звуковедение.
Первое, что мы рекомендуем и актерам, и певцам, убрать избыток воздуха из верхних долей легких. Мы тренируем вдох, самый удобный для задержания. Это создает воздушный резерв в основаниях легких и не допускает в гортань избытка воздуха. Петь и говорить сразу становится легче.
Затем мы делаем звуковые упражнения на тех же движениях, на каких делали вдохи. Диафрагма и брюшной пресс активно работают во время звучания, и болевые ощущения или узелок начинают исчезать. А когда вы тренировкой приучили их работать в помощь звуку, они сработают уже по привычке. Привычка же требует подкрепления. Дыхательные упражнения надо повторять.
И вот еще что. Если во время пения в какой-то части тела у вас возникает неприятное ощущение - знайте: там - ошибка. Найдите движение, которое это ощущение уберет.
Проверьте все сказанное выше. Спойте что-нибудь раза четыре подряд, чтобы не думать, что вы еще «не распелись». А затем сделайте упражнение «насос»: 9 раз по 32 вдоха-движения. А после этого повторите ту же самую вещь. И вы почувствуете, что петь легче, и услышите, что голос звучит значительно лучше. Дыхание, которое вы тренировали, продержится по инерции еще некоторое время. «Затаите» дыхание и пройдите 8 шагов. «Затаите» и пройдите 12 шагов, 16 шагов. Берите в спину. Тренируйте вдох на наклоне вперед. И на нем пойте, т.е. говорите нараспев, думая о смысле слов и красоте мелодии.
Нам внушают, что петь хорошо - трудно и сложно, а плохо - легко и просто. Но ведь в жизни-то все наоборот: плохой певец поет трудно и сложно, а хороший - легко и непринужденно. Теперь вы знаете почему!
Актерские упражнения
Перед выполнением звуковых упражнений, опубликованных в разделе о заикании, и специальных актерских упражнений, о которых речь пойдет в этой части книги, нужно сначала сделать упражнения из основного комплекса «насос» и «обними плечи». Они подготовят голосовой аппарат к дальнейшей работе.
Никогда не думайте о дыхании ни в пении, ни в речи. Думайте о смысле того, о чем говорите или поете. Зрители, сидящие в первом ряду партера, не должны видеть, как певец на сцене пользуется дыханием.
Не тяните и не напрягайте шею во время пения или монолога. Напряжение мышц шеи передается на гортань и происходит недосмыкание голосовых связок. Звук получается сдавленным и не летит в зрительный зал.
Абсолютно свободными и подвижными (незажатыми) должны быть и плечи. Только при таком условии у актера и певца будут свободно и объемно звучать низкие ноты (грудной регистр).
А вот для того, чтобы хорошо звучал головной регистр, чтобы звонкими были верхние ноты, необходимо создать так называемую диафрагмальную «опору», т.е. очень сильное напряжение внизу живота. Здесь очень большое значение имеют крепкие ноги и абсолютно здоровые половые органы.
Стрельниковская дыхательная гимнастика поможет развить певческий аппарат и создаст так называемый «столб звука», который есть от Бога у оперных певцов с мировыми именами.
В работе рассказано доступным языком о сторении голосового и дыхательного аппарата; о постановке певческого дыхания,; о проблемах, которые возникают при неверной постановке дыхания и их устранении. Описан основной комплекс дыхательных упражнений и их воздействие на организм.
Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой: практическое применение в детской школе искусств
Школа пения- это школа дыхания
Франческо Ламперти(1813-1892)
Итальянский педагог и теоретик
Искусство пения – это искусство духовного самовыражения через звуки.
Пение в большей степени, чем другие музыкальные звуки, воздействует на эмоциональное состояние человека. Это один из способов общения и самовыражения человека, доступный почти каждому. Звуки человек создаёт, рождает в себе посредством голосового аппарата. Голосовой аппарат человека – это единая система органов и мышц, участвующих в образовании звуков в пении и речи.
Рассмотрим отдельно аппарат дыхания. Это трахея, бронхи, легкие, диафрагма, мышцы грудобрюшной полости.
Трахея - дыхательный орган, расположенный ниже гортани и выше бронхов. Длина её 11-13см. , состоит из хрящевых полуколец, соединенных связками. Трахея разделяется на два бронха. В пении трахея играет роль резонатора.
Бронхи - продолжение дыхательных путей от трахеи, которые переходят в бронхиолы. Это очень тонкие воздухоносные сосуды, которые, в свою очередь, имеют на конце пузырёк (альвеолу). Общая масса этих пузырьков (альвеол) составляет лёгкие.
Лёгкие - дыхательный орган в котором происходит газообмен. Альвеолы пронизаны кровеносными сосудами (капиллярами) , посредством которых эритроциты (красные кровяные тельца) обменивают углекислый газ на кислород, поступающий в альвеолы.
Диафрагма – гладкая мышца с сухожильным куполом, вдающимся в центре в лёгкие. Отделяет грудную полость от брюшной, прикрепляется краями к нижней апертуре грудной клетки и поясничным мышцам. Это главная дыхательная мышца певца.
Мышцы грудобрюшной полости – это межреберные мышцы и мышцы передней стенки живота. Эти группы мышц также участвуют в процессе дыхания.
Дыхание делится на две основные фазы: вдох и выдох. Различают несколько типов дыхания. Все эти типы или способы дыхания относят большей частью к первой фазе – вдоху. Как мы знаем, лёгкие не имеют собственной мускулатуры и поэтому могут наполняться воздухом только при помощи мышц грудобрюшной полости. Задействие различных групп мышц и определяет тип дыхания.
Типы дыхания:
Ключичное;
Грудное;
Нижнерёберно - диафрагмотическое (костоабдоминальное) ;
Брюшное (абдоминальное).
Из истории вокального искусства известно, что певцы в разные времена пользовались разными типами дыхания. В настоящее время учёные, певцы и педагоги приходят к выводу о том, что наиболее целесообразным и рациональным для певцов является костоабдоминальное дыхание.
Когда певец правильно использует все приёмы певческого дыхания, то в подсвязочном пространстве создаётся необходимое для фонации подсвязочное давление. В результате этого связки колеблются с максимальным эффектом. Голос при этом обретает звучность, полётность, тембральность. Это и называется пение на опоре. Неправильное дыхание приводит к «пению связками». Сжатие мышцами шеи гортани в её верхней части способствует уменьшению её просвета, что и приводит к возникновению надсвязочного давления. Однако, этот способ создания звука чреват большими неприятностями для певца. Во-первых, звук создаваемый связками, теряет большое количество обертонов, создаваемых голосовыми резонаторами, он беден по окраске и имеет «горловое» звучание. Во-вторых, мышцы шеи быстро утомляются от несвойственной им работы, связки начинают работать с большой физической перегрузкой. Это приводит к их быстрой изнашиваемости, стиранию тембра и даже к заболеваниям, вплоть до появления певческих узлов, что может стать причиной полной потери певческого голоса.
Александра Николаевна Стрельникова (1912-1989) – оперная певица, театральный педагог, автор уникальной дыхательной гимнастики, которая не только восстанавливает дыхание и голос, но вообще чрезвычайно благотворно воздействует на организм в целом:
Восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
Улучшает дренажную функцию бронхов;
Устраняет некоторые морфологические изменения в бронхо-лёгочной системе;
Способствует рассасыванию воспалительных образований, расправлению сморщенных участков лёгочной ткани;
Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и лёгочной ткани;
Налаживает нарушенные функции сердечно – сосудистой системы, укрепляет весь аппарат кровообращения;
Исправляет развившиеся в процессе заболевания различные деформации грудной клетки и позвоночника;
Способствует восстановлений нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;
Повышает общую сопротивляемость организма, его тонус, улучшает нервно – психическое состояние.
Практика Александры Николаевны показала, что дыхательная гимнастика полностью восстанавливает и возвращает голос. Её подопечными были Лариса Голубкина, Маргарита Терехова, Максим Штраух, Ольга Воронец, Лайма Вайкуле, София Ротару, Алла Пугачёва. В процессе работы Стрельникова пришла к выводу, что расстройства певческого голоса, как и многих других функций организма, могут быть обусловлены тремя причинами:
Дизритмией системы дыхания, в частности, её мускулатуры;
Нарушение функции диафрагмы, обеспечивающей нормальную работу лёгких, сердца и органов брюшной полости;
Расстройством психо – эмоционального состояния человека.
Возникла мысль: если для восстановления работоспособности и оздоровления любой мышцы организма требуется постоянная нагрузка на неё, то нельзя ли использовать этот же принцип для укрепления дыхательной мускулатуры и голосовых связок? Немалую роль в дыхательном процессе играет диафрагма. Самая мощная мышца в нашем теле совершает в норме 1000 колебаний в час, со средней амплитудой движения 8см.. Она влияет на вентиляцию лёгких, оживляет крово - и лимфообращение органов брюшной полости. При дыхательной гимнастике диафрагма совершает не 1000 движений, а в 4 раза больше.
Суть методики дыхательной гимнастики заключается в следующем:
Форсированные, короткие, как укол вдохи через нос, направляющие воздух на всю глубину лёгких, от верхушек до основания, и полное отсутствие контроля над выдохами через рот;
Активизация мышечного аппарата диафрагмы и грудной клетки, их тренировка;
Обеспечение диафрагмой вентиляции лёгких с одновременным массирующим действием мускулатуры органов брюшной полости и их клапанных аппаратов;
Нормализация процессов возбуждения – торможения коры головного мозга и подкорковых структур, их биоэлектрической активности, улучшение кровообращения и обеспечение кислородом клеток мозга.
Правила применения дыхательной гимнастики А.Н.Стрельниковой:
Основной комплекс дыхательных упражнений.
Упражнение «ладошки»
Исходное положение: встать прямо, показать ладошки, при этом локти опустить, руки далеко от тела не уводить. Делайте короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжимайте ладошки в кулачки (хватательные движения) . Руки неподвижны, сжимаются только ладошки. Сразу после активного вдоха выдох уходит свободно и легко через нос или через рот. В это время кулачки разжимаем.
Упражнение « шаги »
Маршируйте на месте, делая ритмические вдохи: левой- вдох, правой- вдох. При этом абсолютно пассивно через нос или рот уходит выдох. Учитывая простоту, начинать дыхательную гимнастику можно с «шагов ». К тому же это упражнение позволяет исключить движения плечами.
Упражнение « погончики »
Исходное положение: стать прямо, сжатые в кулаки кисти рук прижать к поясу. В момент короткого шумного вдоха носом с силой толкайте кулаки к полу, как бы отжимаясь от него или сбрасывая с рук что-то. При этом во время толчка кулаки разжимаются. Плечи в момент вдоха напрягаются, руки вытягиваются в струну, пальцы рук широко растопыриваются. На выдохе вернитесь в исходное положение.
Упражнение « насос »
Встать прямо, руки опущены. Слегка наклонитесь вниз, спина круглая, голова опущена, шею не тянуть и не напрягать. Сделайте короткий шумный вдох в конечной точке наклона. Слегка приподнимитесь, но не выпрямляйтесь полностью - в этот момент пассивный выдох через рот. Снова наклонитесь и одновременно с наклоном сделайте короткий шумный вдох. Затем, выдыхая, слегка выпрямитесь, выпуская воздух через рот.
Упражнение « кошка »
Встать прямо, руки опущены. Делаем лёгкие пружинистые танцевальные приседания. Одновременно поворачивая туловище то вправо, то влево. Кисти рук на уровне пояса. При поворотах вправо и влево одновременно с вдохом делаем руками хватающее движение. Кисти рук далеко от пояса не отводить. Голова поворачивается вместе с телом. Колени слегка гнутся и выпрямляются, приседание лёгкое, пружинистое. Спина всё время прямая, не сутультесь!
Упражнение « обними плечи »
Встаньте прямо. Руки согнуты в локтях и подняты на уровне плеч кистями друг к другу. В момент короткого шумного вдоха носом бросаем руки навстречу друг к другу, как бы обнимая себя за плечи. Важно, что бы руки двигались параллельно, а не крест- накрест. При этом одна рука окажется над другой. Главное - в течение всего упражнения положение рук менять не следует.
Упражнение « повороты головы »
Встаньте прямо. Поверните голову вправо и сделайте короткий вдох. Затем, без остановки, поверните голову влево, шумно и коротко понюхайте воздух. Шею не напрягайте. Туловище неподвижно, плечи не поворачиваются за головой.
Упражнение « ушки »
Встаньте прямо. Смотрите перед собой. Слегка наклоните голову вправо – короткий шумный вдох носом. Голова прямо – выдох. Затем наклон головы влево – вдох, голова прямо - выдох. Плечи при этом не поднимаются, их нужно удерживать в неподвижном состоянии.
Упражнение « маятник головой »
Встаньте прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Опустите голову вниз, посмотрите на пол - вдох. Откиньте голову назад, посмотрите на потолок – тоже вдох. Выдох пассивный, свободный в промежутке между вдохами. Шею не напрягайте.
Упражнение « восьмёрки »
Это хорошее упражнение на задержку и объём дыхания. Сделайте мгновенный глубокий вдох на поклоне вперёд. Задержите воздух, не выпрямляясь и на одном вдохе считайте вслух до восьми столько раз, сколько получится. Каждый раз считая до восьми зажимайте пальцы, что бы знать, сколько восьмёрок вы насчитали. Не останавливаться, не брать дыхание. Очень хорошо, если на одном вдохе у вас будет получаться проговаривать по 10-15 восьмёрок.
Упражнение « алфавит »
Произнесите на лёгком поклоне вперёд каждый звук по восемь раз: Р, Л, М, Н, В, Ф, З, С, Ц, Ж, Ш, Ч, Щ, Б, П, Д, Т, Г, К, Х.
Строго следите за одновременностью выполнения поклона и произнесения звука. Одно вдоха должно хватать на произнесение нескольких звуков. Голова опущена, шею не напрягать. Говорить всем телом, освобождая его от чрезмерного напряжения.
Все звуковые упражнения делаются на опоре. Что бы создать опору, нужно встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Положите ладони обеих рук на брюшной пресс и, слегка наклоняясь на каждом звуке или слове мгновенно напрягите живот во время поклона, надавливая на него при этом ладонями сверху вниз. Таким образом создаётся диафрагмальная опора. С её помощью преодолевается ларингоспазм любой степени тяжести.
Выполняя все упражнения, необходимо контролировать количество вдохов - движений, их периодичность и время отдыха между ними. Во всём мире ритм песен, плясок, вальсов составляет 8, 16,32 такта. Данный счёт естествен и, следовательно, физиологичен. Счёт вдохов - движений можно начинать до 4, до8, до16, до24 и до32.
Можно проводить гимнастику и под пение различных песен: куплет «Чижика»- 8 вдохов, припев « Мы с тобою оба правы »- 16, а куплет из песни « Подмосковные вечера »- 32. На первом уроке упражнения следует делать по 4 или 8 вдохов с отдыхом в 2-4 секунды между ними. Упражнения должны не утомлять, а приносить удовольствие. Соблюдайте ритм, темп, не торопитесь. Вдохи в минуту следует делать равными частоте пульса или даже чаще. Чувствует усталость – остановитесь. Начинать делать упражнения лучше сидя, а затем стоя.
С помощью гимнастики мы добиваемся расслабления мышц шеи и плечевого пояса во время пения. Уходит зажатость. Натренированная диафрагма начинает активно работать, давая опору звуку. Во время гимнастики тренируются определенные мышцы для постановки профессионального дыхания. Мы учимся управлять дыханием. Изучаем главные принципы работы дыхания во время пения.
Никогда не думайте о дыхании, ни в пении, ни в речи. Думайте о смысле того, о чём поёте. Зрители не должны видеть как певцы на сцене пользуются дыханием. Не тяните и не напрягайте шею во время пения. Напряжение мышц шеи передаётся на гортань, и происходит недосмыкание голосовых связок. Звук получается сдавленным. Абсолютно свободными, не зажатыми должны быть плечи. Только при таком условии будут свободно и объёмно звучать низкие ноты (грудной регистр). А вот для того чтобы хорошо звучал головной регистр, чтобы звонкими были верхние ноты, необходимо создать диафрагмальную опору.
Стрельниковской дыхательной гимнастике можно обучать детей практически в любом возрасте, после того, как они научатся говорить. Нужно научить ребенка дышать предельно глубоко, чтобы лёгкие заполнялись воздухом до самых нижних, широких оснований. Нужно как следует натренировать диафрагму, заставить её активно участвовать в голосообразовании. Надо тесно смыкать голосовые связки во время фонации, сделать их максимально подвижными и выносливыми. Стрельниковская дыхательная гимнастика поможет развить певческий аппарат и создаст, так называемый, « столб звука ».
У людей, поющих голосами, которые мы называем « поставленными от природы » , связи звуковедения устанавливаются бессознательно, но при этом правильно и легко, дыхание организовано верно. В таких случаях единственное, что обязан сделать педагог, - это помочь певцу осознать, что происходит в его прекрасном инструменте во время пения, чтобы он мог сберечь голос и восстановить естественные связи, если случайность их нарушит.
Задача педагога – устранить все неправильные приобретённые рефлексы работы голосового аппарата, создать новые, устойчивые навыки координации управления мышцами, способствующие правильной работе диафрагмы с мышцами гортани и ротовой полости.
Дыхание – основа правильного интонирования и голосоведения. Именно правильно организованная система певческого дыхания помогает поддерживать на должном уровне функционирование всего певческого аппарата.
Л И Т Е Р А Т У Р А