Камзол - это элемент костюма. Камзол - это мужская одежда XIX века, которая отлично смотриться в женском гардеробе Камзол в современной моде

Камзол - это элемент костюма. Камзол - это мужская одежда XIX века, которая отлично смотриться в женском гардеробе Камзол в современной моде

Благодарим за статью и внимание к нашей марке.

Рады представить вашему вниманию старинные и современные кафтаны. Кафтан — это часть мужского гардероба не только из прошлого, но, мы надеемся, и будущего русского мужчины. Кафтан бывает парадный и повседневный, приталенный и свободного кроя, кафтан может быть и «полукафтаном» и рубашкой-«кафтанчиком», в нем уместно появится как дома, так и на празднике.

Украшать кафтан может ажурная вышивка жгутом, камнями, жемчугом… застегиваться он может на тканные или ювелирные застежки из скани с яркой эмалью… Кафтан может быть ярким и праздничным, с двойным воротником-козырем, а может быть с отложным воротником классическим, современным и очень стильным.

Да, да! Именно современным! Почему бы зимой не одеть хорошо сшитый укороченный кафтан из тончайшей итальянской шерсти на шёлковой подкладке с красивой отделкой и дорогими пуговицами? Ведь веками русские мужчины не боялись дорогих и красивых русских костюмов! Почему сегодня это должно измениться? Кто сказал, что русский мужчина обязан носить рабскую удавку-галстук и западного образца костюм? Кто решил, что наш русский мужской костюм не модный и не подходит для современной жизни?

Любой элемент традиционного русского костюма может быть создан по индивидуальным лекалам, изменён под современный ритм жизни, сшит из самых лучших и современных материалов, с использованием новейших технологий и фурнитуры! И по красоте и качеству он будет превосходить любой западный костюм, потому что для русского мужчины нет ничего более подходящего, уместного и гармоничного, чем русский костюм.

Публикации раздела Традиции

Краткая история мужской моды XVIII - начала XX века

В месте с порталом «Культура.РФ» вспоминаем, как менялся мужской облик на протяжении нескольких столетий.

Пышные наряды и щеголи-петиметры

Костюм Петра I. Повседневный кафтан, камзол. Полушелк, шерстяная ткань, льняная рубчатая ткань, бахрома. Начало XVIII в. Фотография: reenactor.ru

Мужской кафтан. XVIII в. Фотография: mylitta.ru

Костюм Петра I. Праздничный кафтан, камзол, штаны. Сукно, атлас, хлопчатобумажная байка, шелковая нить, вышивка. Рубеж XVII - XVIII вв. Фотография: reenactor.ru

Очень долгое время - до XVIII века - мужской костюм не уступал женскому в яркости и обилии декоративных деталей. Одежда той эпохи отличалась от современной, но основа мужского костюма из трех предметов сформировалась уже тогда. Сегодня это пиджак, жилет и брюки, а в XVIII веке - кафтан, камзол и кюлоты.

Кафтан, как правило, шили так, чтобы он плотно облегал торс до талии, а вот полы - длиной до колен были широкими. Просторными были и манжеты на длинных рукавах. Кафтан обходился без воротника, застегивали верхнее одеяние только частично или не застегивали вообще: под ним виднелся камзол. Он почти полностью повторял фасон кафтана, но обычно был без рукавов.

Кюлоты - так их называли во Франции - короткие штаны, прерогатива людей знатных и состоятельных. Во времена Великой французской революции восставших простолюдинов называли «санкюлотами», то есть «безкюлотными»: они носили длинные брюки, в которых было удобно работать.

Повседневные мужские костюмы шили из шерсти и сукна, парадные - из бархата, шелка, атласа. Почти все детали кафтана и камзола портные старались подчеркнуть декором - вышивкой, золотыми и серебряными галунами, а манжеты и воротник сорочки отделывали кружевами.

Под камзол мужчины, как и женщины, надевали сорочку. В то время она играла очень важную гигиеническую роль, ведь нередко остальную одежду из дорогих тканей стирать было нельзя. Аристократы предпочитали сорочки из тонкого белоснежного полотна. С короткими штанами носили чулки, самыми нарядными также считались белые.

Большое внимание европейские аристократы уделяли не только одежде, но и обуви, аксессуарам. Туфли на высоких по современным меркам каблуках украшали пряжками. Сапоги тоже носили, но реже: они были обувью для поездок, путешествий и охоты. На голову надевали парик, обильно посыпанный пудрой. Самый популярный его тип - искусственная прическа с туго завитыми локонами по бокам и хвостом, прихваченным черным бантом. Поддерживать парик чистым и ухоженным было сложно, однако все равно проще, чем если бы приходилось укладывать собственные длинные волосы. Завершали костюм шляпа-треуголка, длинный плащ и множество декоративных деталей: перчатки, табакерка, трость, перстни и прочие украшения. Сборы для выхода в свет у тогдашнего щеголя, или, как их называли во Франции, «петиметра», отнимали немногим меньше времени, чем у дамы.

«Великий мужской отказ» и денди

Мужской костюм. Фрак. XVIII в. Фотография: letopis.info

Мужской костюм. XVIII в. Фотография: costumehistory.ru

Мужской костюм. Сюртук. Начало XIX в. Фотография: foto-basa.com

К концу XVIII века модная одежда стала и проще, и удобнее. Хотя законодателем моды в ту эпоху была Франция, в области мужского костюма эта роль постепенно перешла к Англии. В отличие от французских аристократов, которые в основном проводили время при королевском дворе, английские джентльмены большую часть года жили в своих загородных поместьях, а самыми популярными развлечениями были скачки и охота. Это требовало соответствующего костюма. Мужчины начали носить сюртуки - одеяния вроде кафтанов, но простые и свободные. Они были оснащены и воротником, и застежками - удобная защита от непогоды.

Позже в моду вошел фрак - разновидность сюртука со срезанными полами. Со временем полы фрака становились все более узкими, и постепенно превратились в фалды. И на кафтанах, и на сюртуках, и на фраках сзади обязательно делали разрез, чтобы удобно было ездить верхом. Под фрак надевали не длинный камзол, а короткий жилет, который уже очень напоминал современный. И постепенно костюм для активного образа жизни превратился в элегантный городской.

Силуэт костюма менялся в целом: он становился все более вытянутым. А вместе с ним менялись и идеалы мужской красоты. Предметом гордости теперь становилась стройная и подтянутая фигура.

В конце XVIII века мужчины отказались от парчи и шелка и стали носить лишь шерстяные и суконные одеяния. Ушли в прошлое и роскошная отделка, и кружева на сорочках, и пудреные парики, и треуголки. Вскоре «отменили» и короткие штаны - их, как и белые чулки, стали надевать только в самых торжественных случаях, например на бал. В повседневной жизни перешли на длинные штаны: сначала узкие облегающие панталоны, а затем и привычные нам сегодня брюки. Это было время, которое иногда называют «великим мужским отказом» - отказом от пестрого костюма.

Сначала в Англии, а затем и в остальной Европе, зародился дендизм - культурный канон, который включал в себя и костюм, и манеру поведения. Денди отличались сдержанностью и изысканной лаконичностью наряда. Былую роскошь сменил минимализм. Но каждая деталь элегантного костюма - цвет жилета, ткань сорочки, узел галстука - была тщательно продумана. При этом выглядеть полагалось непринужденно, как будто подбор костюма не стоил его хозяину никаких усилий. Знаменитая пушкинская строка «быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей» говорит о такой важной составляющей жизни денди, как уход за собой. Холеный, идеально выбритый, в безукоризненно белоснежной сорочке, стройный - вот образ, к которому стремились мужчины первой четверти XIX века.

В XIX веке мужской костюм менялся медленно, важную роль в нем играли именно детали. Фрак стал самым главным предметом гардероба, уместным в любой ситуации. Со временем изменялась ширина лацканов, линия плеча и длина фалд, но в целом он оставался все тем же. Кроме сюртуков и фраков мужчины стали носили визитки - нечто среднее между двумя этими одеяниями. Самым модным головным убором больше чем на полвека стал цилиндр. А забавное слово «шапокляк», знакомое многим с детства, на самом деле означает особый цилиндр со скрытой пружиной. Высокий головной убор можно было сложить, чтобы он не мешал, когда мужчина входил в помещение. Единственно относительно ярким предметом в гардеробе оставались жилеты. Сшитые из бархатных или шелковых тканей, в том числе узорчатых, они контрастировали с темными фраками и светлыми брюками. Способов завязывания галстука существовало неимоверное количество, и в моде были то одни, то другие.

Сдержанная классика и «изящные мужчины»

Мужской костюм. 2-я пол. XIX в. Фотография: mir-kostuma.com

Мужской костюм. 2-я пол. XIX в. Фотография: mir-kostuma.com

К 1840-м годам фрак начал переходить в разряд парадного, вечернего костюма, а повседневной одеждой стал более удобный сюртук. Еще через десять лет его начал вытеснять пиджак. Постепенно функциональность одежды брала вверх и формировался мужской костюм, аналогичный современному. «Героем времени» становился деловой человек, для которого главным было удобство. С середины XIX века из мужского костюма окончательно исчезли нарядные ткани. Даже жилеты теперь стали сдержанными, их шили обычно под цвет брюк. Появился костюм-тройка, в котором все три предмета сшиты из одного материала. Воротнички рубашек, прежде высокие и неудобные, снизились, а галстуки, которые до того были шейными платками, превратились в узкие полоски ткани. Изменилась и верхняя одежда: вместо объемных накидок и плащей в моду вошло пальто. Цилиндры еще носили, но с появлением котелка - шляпы с округлой, очень жесткой тульей - они стали принадлежностью исключительно вечернего туалета. Словом, сложилась та система повседневного и вечернего костюма, которая существует и по сей день.

Со временем одежда становилась все более свободной, ведь на нее, помимо прочего, начал влиять спорт. Мужчины принялись носить укороченные брюки, блейзеры, куртки, твидовые пиджаки, мягкие касторовые шляпы и соломенные «канотье». Появился смокинг как вид вечернего костюма.

Сформировавшись, базовый мужской гардероб менялся медленно: классический костюм стал достаточно удобным, его покрой хорошо маскировал недостатки фигуры. К тому же он был практически универсален - костюм могли носить и скромные чиновники, и аристократы.

Фабрики готовой одежды сделали модную современную одежду более доступной и распространенной. Поэтому щеголям рубежа XIX и ХХ века приходилось еще тщательнее продумывать детали своего костюма, чем петиметрам и денди. Существовало множество нюансов, что и в какой ситуации уместно надеть. Выходили даже специальные статьи и издания с наставлениями вроде «Настольной книги изящного мужчины». Однако и в начале ХХ века мало было прочесть ее и заказать портному хороший гардероб - без таланта и вкуса или положения в обществе было не обойтись.

И хотя кажется, что с тех пор многое изменилось, современный мужчина, если только соглашается взглянуть на моду серьезно, может найти немало общего между собой и модниками прошлого.

История мужского костюма: от XVIII до начала XX века

Неделю мужской моды и думаю: а ведь, друзья мои, мы с вами медленно, но верно входим в эпоху рококо! Причем, если женщинам дизайнеры уже какой год подряд предлагают одеваться в стиле хиппи-шик, то мужчин они наряжают в кружева и шелка, вышитые затейливыми узорами а-ля "шинуазри".
Для начала, вспомним, как выглядел мужчина во времена рококо .
Трудно себе представить более декоративное время, чем эта эпоха: замысловатые изгибы мебели, причудливо расписанные панели стен, все и вся покрыто декором: цветочными гирляндами, пухлыми амурами, диковинными птицами, порхающими среди изящных ветвей цветущих кустарников... Мужчина тоже стал частью этой волшебной декорации: его костюм был усыпан блестками и вышивкой, парики - рисовой пудрой, лицо разукрашено румянами.

Как-то так))
1745. Meissen Porcelain

обивка дивана

Все эти цветочки продолжали цвести и заплетаться в венки и гирлянды на мужской одежде. Не откажем себе в удовольствии погулять по этому цветущему саду!

вышивка камзола и жилета

Придворное платье, Франция 1774–93.

"Sir Whistler Webster, 2nd Bt", circle of Thomas Hudson, ca. 1760; English Heritage, Battle Abbey

Кадр из фильма "Барри Линдон". Кто не смотрел этот фильм - настоятельно рекомендую! Во-первых, он признан шедевром кинематографии, во-вторых, художником по костюмам там была Милена Канонеро. В-третьих, я написала про него пост ))

Coat and waistcoat (c. 1775) (detail) National Gallery of Victoria

Фото с показа последней мужской коллекции Moschino.

Камзол и жилет 18 век

Detail pocket flap, court coat, France or Spain, 1790s with later alterations.

Гирлянды на двери, гирлянды на жилете...

Жилет 1760-70 гг. Франция Музей Метрополитен http://www.metmuseum.org/collection/the-collection-online/search/157726?=&imgno=1&tabname=label

гирлянды на стенах...

1760-1770 гг

фарфоровый чайничек мейсенского фарфора с нежными цветочками, сплетенными в гирлянды.

Одежда знати того времени была дорогой, она демонстрировала достаток владельца, его статус и вкус.

Никто тогда не считал в мужском костюме оттенки розового и фиолетового женственными. Темные цвета и сдержанный крой пришел в моду лишь в 19 в. благодаря Браммеллу.

Thomas Gainsborough. Portrait of Joshua Grigby

кадр из фильма "Опасные связи"

Даже если мужской костюм был и не розово-сиреневого цвета, то все равно, предпочтительно, пастельных тонов, как цветовая гамма картин модных тогда Ватто и Буше

или фигурок мэйсенского фарфора

MONSIEUR AIEUL ANDRE DE LA GUERCH, 1765, Jean Voille, Paris 1744-1796, Sotheby"s

кадр из фильма "Барри Линдон"

Louis Vuitton 2016

Если камзол и был сшит из однотонной ткани, жилет обязательно украшался вышивкой. Флоральные мотивы были особенно популярны.

Portrait of Charles-Claude de Flahaut de la Billarderie, Comte d"Angiviller (1730-1809), c.1779 seated three-quarter-length Wearing the Cross of the Order of Saints Maurice and Lazare, and the Cross of the Order of Saint Louis, with his Right Hand Resting on Plans of the Galerie du Louvre. Joseph Siffred Duplessis

Мейсенский фарфор

Мейсенский фарфор 18 век

И вышивка с камзола, с которым жилет составлял пару. Заметьте, цветы вышиты одни и те же. http://www.metmuseum.org/collection/the-collection-online/search/101623?img=3&imgno=3&tabname=related-objects

Жилет от придворного костюма 1774-93 гг. Гвоздики и крупные цветы (не скажу, какие) повторяются в вышивке камзола.http://www.metmuseum.org/collection/the-collection-online/search/81133?img=8&imgno=10&tabname=label

Вы, наверное, обратили внимание, что и пуговицы на этих жилетах и камзолах тоже необыкновенные.

Они или вышивались (иногда, пайетками), или изготавливались из фарфора и расписывались вручную, или инкрустировались стразами.

Porcelain - 18th Century - Hand Paint

Вышитая пуговица с камзола 18 века

Забавно, что жилеты и камзолы сначала вышивали на купоне, а потом его отдавали портному. На сайте музея Метрополитен (Нью-Йорк) написано, что из-за ограниченной ширины ткацкого станка в 18 веке, экономное использование узких полотен привело к тому, что левый карман обычно вышивали отдельно от левой полочки.

Вышитый купон для жилета 1760–75

Барышни за вышивкой камзола и жилета

Britain and France ratified the Eden Treaty in 1786. Date made: circa 1786 Credit: National Maritime Museum, Greenwich, London
Прекрасная идея - сделать из купона картину.

Существовали специальные каталоги вышивок. А можно было приобрести и готовые вышитые купоны. Кстати, сейчас в музее Метрополитен проходит выставка Elaborate Embroidery Fabrics for Menswear before 1815 http://www.metmuseum.org/exhibitions/listings/2015/elaborate-embroidery

Вышитый купон для мужского костюма, 1780. Франция. Шелковая вышивка по шелку. Музей Метрополитен. http://www.metmuseum.org/about-the-museum/now-at-the-met/2015/elaborate-embroidery

Рисунки для вышивок. MAN"S WAISTCOAT, 1780–90 https://collection.cooperhewitt.org/objects/18148341/

Embroidery design, Jean Pillement, V&A Search the Collections http://collections.vam.ac.uk/item/O735102/embroidery-design-jean-pillement/

Многие из вас, наверняка, знают, что 18 век был славен своей любовью ко всему китайскому. Началось все с фарфора, потом продолжилось в дизайне мебели, гобеленах, картинах... Французы придумали этому течению термин "шинуазри", т.е. "по-китайски". В моду вошли китайские шелка и мотивы для вышивок, рукава-пагоды, туфли-мули и конусообразные соломенные шляпы.

Обои, шкафчик - все "шинуазри"

Сцены "из китайской жизни"...

Waistcoat, 1780–95, France Brown silk waistcoat with a standing collar and welt pockets. Embroidered on center front and lower edges with floral motifs and a chinoiserie design of Chinese figures in dragon boats.

Том Браун - 2016. Его коллекция имеет более "японский" отсыл, но общей картины это не портит))

Порхающие среди ароматных пионов и роз бабочки...


Камзол – мужская одежда, с приталенным кроем, чуть выше колен. В России его надели при Петре I, когда по указу императора российские дворяне в обязательном порядке должны были носить европейское платье.


Камзол носили в паре с кафтаном. Эти два предмета одежды часто путают, обычно называя кафтан камзолом, хотя это совсем не так. Сначала надевалась рубашка, затем камзол, а поверх камзола – кафтан. Поэтому камзол был чуть короче и значительно уже кафтана. Изначально он был с длинными и узкими рукавами, но постепенно рукава исчезли, и камзол преобразовался в жилет.


Кафтан же был длиной до колен, также узкий в талии, с разрезами по центру спины и в боковых швах, которые увеличивали ширину полочек и создавали удобство в движении, особенно в верховой езде. На рукавах были широкие отвороты, декорируемые петлями, пуговицами, вышивкой. Кафтан носили всегда расстегнутым, так что видна была передняя часть камзола, который по этой причине обильно декорировался.




Камзолы выполняли из дорогой роскошной ткани, украшенной кружевом, вышивкой, синелью (пушистый шнурок) или другой отделкой. Однако невидимые части камзола – рукава и спинка выполнялись из менее дорогой ткани. Весь этот наряд, помимо , чулок и башмаков с пряжками и бантами, дополнялся кружевным жабо и манжетами.


Однако камзолы носили не только мужчины XVII – XVIII в.в., они встречаются издавна в женских национальных костюмах народов Азии. Мастерство народа, красота и совершенство воплотились в костюмах казахских, татарских и башкирских женщин.



Костюмы могут многое рассказать нам о человеке, о его характере, социальном положении, возрасте и эстетических вкусах. Именно в них камзол гармонично сочетается с платьем. Камзолы шились из бархата, парчи и других ярких и дорогих тканей. Праздничные камзолы украшались богатой вышивкой с золотыми и серебряными нитями, мехом и даже монетками.


А как в современной моде выглядит камзол? В основном мы встречаемся с жилетом, который является его потомком. Однако и сегодня известные дизайнеры, вспоминая яркое прошлое камзолов и кафтанов, воплотили свои идеи в новых коллекциях, где эти два вида одежды пытаются наверстать упущенное время. Насколько это удалось, судить вам.

Камзол - это элемент костюма, чаще мужского, но бывает в национальных нарядах и женского. Он имеет некоторые характерные детали - определенную длину, наличие частых пуговиц, узкий крой в талию, подразумевающий его обязательное ношение под верхнюю одежду, отсутствие рукавов. А если они присутствуют, то только в зимнем варианте одежды.

Обязательная деталь

Можно смело утверждать, что камзол - это прообраз жилета. Он надевался всегда на нижнюю рубашку, придавая, таким образом, костюму официальность и строгость.

Очень часто камзол вместе с кафтаном составляли единое целое, то есть костюм, в котором камзол всегда был короче кафтана. В этом случае пара изготавливались из одинакового материала, обшивались одинаковыми позументами, серебреными галунами или канвой. Но кафтан, в отличие от камзола, мог быть произвольного кроя и фасона - трапециевидный, прямоспинный, с клиньями и без них.

Традиционный крой

Если кафтан шился приталенным, повторял очертания фигуры, то он назывался жюстокор (точно по корпусу). Но камзол - это деталь костюма, которая всегда шилась в талию. Может быть, он исчез бы из как гофрированные женские воротники-фрезы, но интерес к ним возник благодаря кинематографу, который нещадно эксплуатирует тот временной отрезок, когда камзолы были неотъемлемой частью мужского костюма. И дуэли на шпагах совершались в камзолах или рубахах (в зависимости от того, в чем эффектнее выглядит главный герой). Современный зритель может оценить красоту и изысканность средневековых нарядов, тем более что мужской камзол, выполненный из парчи или бархата, расшитый, например, канителью (тонкие проволочки из серебра и золота), выглядел весьма эффектно.

Родом из Парижа

Конечно же, к нам в Россию камзол вместе с очень многими вещами попал через прорубленное окно в Европу.

Самый ярый прозападник привил - где личным примером, где силой - любовь к европейской моде. А уже в России камзол приобрел национальные черты, в основном в отделке, так как стал расшиваться церковными золотошвейками. А потом он шагнул дальше, за Урал, и здесь настолько полюбился коренному населению, что гармонично вошел у некоторых народностей в состав национального костюма. Можно констатировать, что камзол - это деталь национальных, часто и мужских и женских костюмов татар, казахов, узбеков, башкир, грузин и некоторых других.

Обрусевший иностранец

Появившись в России в начале XVIII века, камзол стал неотъемлемой деталью мужского костюма. Он был двух видов - с рукавами и без них. Он обязательно носился под распашной кафтан. В зависимости от моды он мог быть с глухой застежкой под горло. В конце XVIII века эта деталь одежды выходит из моды. Так как камзол принадлежал времени правления Екатерины Великой, и искусства в ту пору процветали, осталась много портретов сановников, богатых людей, запечатленных художниками. В сознании последующих поколений камзол и парик стали неотъемлемой частью и символом времени правления Петра I, и блестящего екатерининского века. Камзол в эти времена был обязательной составной мундира русской армии, полиции и гражданских ведомств.

Происхождение термина

Само слово «камзол» уходит в давние времена, когда в Древнем Риме рубаху называли камизия. Но как деталь одежды он появился на модном горизонте Франции только в XVII веке. И, хотя в XVI веке существовала некая его разновидность - колет, связаны они были только кроем в талию.

Колет был куда короче, со стоячим воротником, двойными рукавами (пара просто болталась без надобности) и накладными валиками поверху проймы рукава, что, по мнению кутюрье, придавала необходимую мужественность. Можно сделать вывод, что самой характерной чертой камзола является обязательный крой в талию. Эта деталь одежды так хороша, что и сейчас камзол уместен на каком-нибудь торжественном вечере, что и говорить о карнавалах и балах.

Современные возможности

Камзол, выкройка которого прилагается, абсолютно не труден в исполнении. Тем более что в широком доступе пошаговый крой камзолов на любой вкус и пошивка показана более чем детально. Кроме того, существует множество советов по отделке готового изделия, указывается, как можно из магазинной фурнитуры сделать уникальную вещь. А если выбрать классический вариант без рукавов, то изготовить камзол своими руками совсем нетрудно. Тем боле, что фурнитура сейчас так хороша и разнообразна, что обшивка камзола готовой тесьмой и галунами будет выглядеть не менее эффектно, чем средневековая.