В течение недели мы будем формировать умение лепить красивую уточку, по дымковской игрушке, придавать сходство с игрушкой. Воспитывать интерес к народной игрушке. Продолжая знакомство с народной игрушкой, будем учиться видеть сказочность, праздничность игрушек, яркость красок. Обращать внимание на характер рисунка. Украсим уточку элементами дымковского узора. Расширять кругозор ребенка, через слушание литературных произведений по теме недели, рассматривать сюжетные картинки и проводить беседы по их содержанию, способствовать развитию самостоятельной познавательной активности.
Дыхательная гимнастика:
Дети чередуют короткие вдохи через нос и долгий выдох через рот. Затем медленный вдох через нос и медленный выдох через рот со словами «а-а-ах».
В правую руку ребенок берет какое-нибудь пособие (плоскостная игрушка), на счет 1-2-3 делают — вдох, на 1-2-3 –выдох, дуть на игрушку спокойно, долго и плавно.
Глубокий вдох через нос – задержать дыхание. Быстрый выдох ртом со словом «кря».
Быстрый вдох через нос – задержать дыхание. Медленный выдох ртом «кря-а-а».
Положить ладони на низ живота и сделать энергичный выдох на слова «кря-кря-кря», втягивая живот.
Предложите ребенку поиграть:
«Расставь по росту».
Расставьте матрешек по росту, вы тем самым формируете у ребенка умение классифицировать предметы по высоте.
Дидактическая игра «В какой руке игрушка?».
Здесь мы формируем интерес к народной игрушке, развиваем умение определять правую и левую руку.
Дидактическая игра «Найди игрушку из дерева».
Поставить перед ребенком несколько игрушек, среди которых будет, например матрешка. Предложить найти игрушку из дерева. В этой игре мы развиваем логическое мышление, память, внимание.
Дидактическая игра «Третий лишний».
Показать ребенку три игрушки, среди которых будет и народная игрушка. Ребенок должен определить какая игрушка здесь будет лишней. В этой игре формируем умение детей обобщать, выделять народные игрушки из группы, находить лишнюю игрушку. Развиваем память, внимание, мышление.
Дидактическая игра «Чья птичка улетит дальше?».
Добиваться от ребенка длительного, непрерывного, направленного ротового выдоха. Развивать речевое дыхание.
Также на этой неделе мы будем разучивать хороводную игру «Мы матрешки» . В этой игре мы будем формировать умение вставать в круг, двигаться под музыку и выполнять движения по образцу.
Предложите ребенку поработать мастерами и раскрасить дымковскую уточку. Найдите в интернете раскраску уточка распечатайте и совместно с ребенком раскрасьте уточек. У кого лучше, обсудите? Развиваем речь и взаимодействуем со своим ребенком!
Фортинская Валентина Владимировна
Задачи :
Воспитывать интерес к народному творчеству ;
Учить детей рассматривать матрешку , составлять описательный рассказ;
Закреплять навык рисования красками;
Развивать мелкую моторику рук, память, творческую активность, внимание;
Обогащать словарь детей словами : румяные, розовые, алые щечки, матрешка , деревянная, русская народная игрушка .
Предварительная работа.
Рассказы и беседы об игрушке- матрешке .
Презентация : Матрешка- душа России .
Сбор практического и наглядного материала с привлечением родителей на тему : «Матрешки » .
Рисование по обучению детей элементарному раскрашиванию фигур.
Выставка «Подружки матрешки » .
Материалы и оборудование :
Игрушки : матрешки разные по размеру - по количеству детей;
Игрушки- матрешки для обыгрывания 2 набора;
Трафареты матрешек ;
Кисти, гуашь разного цвета, формы с водой, салфетки.
Аудиозапись, музыкальное сопровождение практического занятия .
Дети проходят в группу , где все приготовлено к занятию .
Воспитатель обращается к детям :
Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся (ответы детей) .
Ребята садитесь на стульчики.
Ребята, сегодня мы поговорим об игрушке . О какой?
О ней я загадаю загадку
Слушайте внимательно :
Ростом разные подружки,
Но, похожи, друг на дружку
Все они живут друг в дружке
А всего одна игрушка ,
Что это за игрушка ?
Дети (матрешка )
В. Правильно. Это матрешка .
Ребята, посмотрите как много у нас матрешек в группе . Какие они разные, такие яркие и нарядные.
Ребята, подойдите ко мне и возьмите каждый одну матрешку и вернитесь на свое место. А теперь внимательно рассмотрите свою матрешку .
Лиза, какой платочек у матрешки ? (ответы детей)
Вероника, какой сарафан у матрешки (ответы детей)
Богдан, какие щечки у твоей матрешки (ответы детей)
Маруся, посмотри,а что там внутри? Она разбирается (ответы детей)
Лера, матрешка бумажная или деревянная? (ответы детей)
Ребята, как много знаем о матрешках .
А теперь подойдите ко мне и поставьте матрешки на стол и вернитесь на свои места.
Дети, посмотрите, что еще у нас стоит на столе? (ответы детей)
Корзинка. Давайте посмотрим, что в ней?
Игрушки , матрешки . Давайте рассмотрим одну.
Воспитатель вынимает из корзинки одну матрешку и вместе с детьми рассматривает .
Ребята, эта матрешка называется «Лето»
Посмотрите, какая она яркая, красочная. Посмотрите,какой на ней сарафан? Голубой.
Катя, а что на сарафане нарисовано (ответы детей)
Лева, что у матрешки в руках (ответы детей) Корзина с ягодами.
Соня, а что у матрешки на голове ? (ответы детей) Венок из цветов.
Правильно, венок из цветов.
Посмотрите, какие волосы у матрешки ? (ответы детей)
Желтые как, солнышко, солнечные.
А теперь, посмотрим что там внутри?
Воспитатель читает стихотворение С. Маршака
Кукла первая толста,
А внутри она пуста?
Разнимается она на две половинки…
В ней живет еще одна
кукла в серединке,
эту куколку открой-
Будет третья во второй .
Половинку отвинти
Плотную, притертую-
И сумеешь ты найти
Куколку четвертую
куколку пузатую.
Вот,поставленные в ряд семейка куколок стоят.
Вот целая семья. Давайте рассмотрим.
Это куколка, кто? Папа.
Богдан, посмотри, что у него в руках (ответы детей) Корзина.
С чем (ответы детей) с грибами.
Маруся, эта куколка, наверное, мама? Что она держит в руках (ответы детей) Букет ягод.
Лиза, а что держит мальчик в руке (ответы детей) Гриб.
Он, наверно, с папой ходил в лес. Значит, это сыночек-помощник.
А вот, маленькая матрешка , доченька, что у нее в руке (ответы детей)
Целая семья. Они ходили в лес и принесли полное лукошко грибов и ягод.
А теперь, мы поставим свои стульчики на свои места, за стол.
И немного отдохнем.
Физкультминутка «Матрешки » .
Хлопают в ладошки
Дружные матрешки .
На ногах сапожки
Топают матрешки
Влево, вправо наклонились
Всем знакомым поклонились
Девчонки озорные,
Матрешки расписные
Ладушки, ладушки,
Веселые матрешки .
В. Мы немножко отдохнули, а теперь садимся на свои места, за стол.
Ребята, посмотрите какие у вас матрешки (ответы детей)
Они не яркие, не нарядные. Давайте мы их раскрасим, распишем.
Ребята, внимательно посмотрите, как я это сделаю…
Беру кисточку тремя пальчиками, опускаю в воду, мою, поглаживаю о стаканчик. Затем опускаю ее в краску. Держу свободной рукой куколку за головку, а другой расписываю, раскрашиваю сарафан у матрешки . При этом не забываю мыть кисточку, когда начинаю рисовать другой краской. Чтобы цвета не перепутались. Вот так.
Ребята, личико у матрешки мы не закрашиваем .
Посмотрите, какая нарядная у меня матрешка . Теперь и вы раскрасьте свои матрешки . Для этого у вас есть краски и кисточки.
Давайте сделаем им сарафаны яркими, красочными, старайтесь не испачкать матрешке лицо .
Воспитатель включает музыку тихую, проходит между столов и помогает детям правильно брать кисточку и выполнять задание.
Дети выполняют практическую часть занятия .
В. Ребята, а теперь свои расписные матрешки поставьте на столик у окна, чтобы они высохли.
Ребята, подойдите ко мне, давайте посмотрим. что еще у нас в корзинке?
Ребята, это матрешка - праздничная , называется «Пасха»
Посмотрите, внимательно, что у нее в тарелочке? (ответы детей)
Каждый из вас, наверно, кушал раскрашенное яичко? (ответы детей)
А что еще вы кушали в праздник? Куличи- вкусный пирог, вкусный кекс. (ответы детей)
Ребята, символ праздника «Пасха» являются крашеное яичко и кулич.
Ребята, сегодня мы с вами рассказали о разных матрешках . Какие они? (ответы детей)
Воспитатель подводит детей к стенду, где стоят в ряд матрешки и матрешки «Лето» и «Пасха»
Мы их не только рассмотрели. Но и раскрасили.
Молодцы. А теперь мы можем отдохнуть.
Публикации по теме:
Цель: Формирование представлений о культуре и быте русского народа через историю народной куклы, знакомство с русской народной игрушкой.
Конспект интегрированного занятия «Русская народная игрушка-Матрешка» (разновозрастная группа от 5 до 7 лет) «Русская народная игрушка - Матрешка» Цели: - Приобщить детей к национально – культурным традициям, посредством углубления и расширения.
Конспект ООД во второй группе раннего возраста «Русская народная потешка «Курочка» Цель: познакомить детей с русской народной потешкой «Курочка»; учить различать птиц и их детенышей, подражать их голосам. Материалы: маска.
Декоративная аппликация «Наряды для матрешки» Возрастная группа: вторая младшая (3-4 года) Цель: учить детей выполнять декоративное изображение.
Конспект занятие по развитию речи во второй младшей группе: «Русская народная сказка «Козлятки и волк» Конспект занятия Тема: Русская народная сказка «Козлятки и волк». Задачи: - Учить интонационно передавать характеры персонажей при воспроизведении.
Конспект НОД во второй младшей группе «Матрёшка - русская народная игрушка»
Тема: Матрёшка- русская народная игрушка. Вторая младшая группа
Цель: Знакомство с национальной культуры России.
Задачи: Познакомить с народной игрушкой – матрёшкой; расширять словарный запас; развивать интерес к народной игрушке; развивать творческую деятельность детей посредством украшения матрёшки.
Словарная работа: Матрёшка, народная игрушка, деревянная, расписная.
Материал: Расписная матрёшка, картинки с изображением расписных матрёшек – семёновские, загорские; заготовки не расписанной матрёшки на каждого ребёнка; заготовки из цветной бумаги для украшения матрёшки в технике аппликации.
Подготовительная работа: Рассматривание альбома «Русская матрёшка»; игры с матрёшками; заучивание потешки; отгадывание загадок.
Содержание деятельности
Ведущая в костюме хозяйки. Здравствуйте, ребятишки! Шла я к вам сейчас в детский сад и увидела на улице чудо чудное: стоит сундучок весь красивый, расписной. Как вы думаете, что там может быть? (Предложения детей.) Хотите заглянуть?
- Ой, ребятишки да тут матрёшка лежит, какая красивая! (Любуются)
Матрёшки на окошке
Под ярким сарафаном,
И вся семья в матрёшке,
Как в доме деревянном.
Достаёт большую матрёшку, все дети внимательно её рассматривают. Матрёшка здоровается с детьми. После того как все поздоровалась, каждый ребёнок получает по одной матрёшке.
- Как вы думаете, для чего сделали эту матрёшку?
- Правильно, чтобы дети могли играть с ней.
- Как вы думаете, из чего сделана эта матрёшка?
- Конечно из дерева.
- Посмотрите внимательно, но ведь дерево светлое, а матрёшка цветная, яркая. Как это получилось?
- Верно, её украшали красками, разрисовывая ей платок, сарафан. У каждого мастера была своя манера росписи, поэтому матрёшки все разные.
- Какой узор на сарафане? (Цветы, ягоды, листья). Посмотрите вот ещё одна матрёшка- она поменьше. Она так же украшена как и её сестрица.
- Дети, скажите, почему вам понравились матрёшки (Ответ детей) .Физкультминутка по детскую песенку «Матрёшка»
Хозяйка достаёт матрёшку – заготовку, не украшенную узором.
-Дети, посмотрите на эту матрёшку, её забыли украсить.
- Давайте, ребята, украсим её наряд, и она тоже будет красивой.
Дети украшают под музыку.
- Какие красивые узоры у вас получились! Молодцы дети, вы очень постарались.
Хозяйка (прячет в большую маленьких, приговаривая)
Погляди скорее -
Щечки розовеют,
Пестренький платочек,
Платьице в цветочек,
Пухленькие крошки -
Русские матрешки.
Чуть лишь испугаются,
Все в кружок сбегаются,
Прячутся друг в дружке
Шустрые подружки.
Хозяйка и матрёшка прощаются с детьми.
Конспект организованной образовательной деятельности для младшей группы на тему: «Народная игрушка - конек».
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно–эстетическое развитие.Ах, какие замечательные узоры у вас получились! Какая красивая выставка народной игрушки. Когда лошадки подсохнут, можно будет с ними играть. Вот так делали игрушки раньше! Из чего их делали?
А сейчас пойдем играть с деревянными игрушками: конек – каталка; конек – качалка. (можно организовать игру у кого конек - каталка быстрее проедет по дорожке, дорожка из кубиков).
Или выполнить игру – имитацию под стихотворение «Мой конь», С. Я. Маршака.
Мой конь
Я сам проворен и удал,
И конь мой весь в меня.
Я сам взнуздал,
И оседлал,
И покатил коня.
Я сам поем -
И конь мой сыт.
Я спать ложусь -
И конь мой спит.
Я целый день вожу коня,
А ночью конь везёт меня.
Во весь опор, взметая пыль,
Несётся он вперёд,
И легковой автомобиль
Дорогу нам даёт.
(С. Маршак)
Сазонова Светлана Александровна,
воспитатель 1 квалификационной категории
МАУДО «Детский сад Солнышко»
п. Туртас Уватского муниципального района
Паспорт проекта
Вид проекта: краткосрочный.
Время реализации проекта: 15.01 - 19.01.2018 год
Участники проекта: педагоги, родители, дети.Целевая группа: воспитанники первой младшей группы «Пчелки».
Основание для разработки проекта: расширить представление детей о народных игрушках.
Актуальность проблемы
Важнейшей составной частью развивающей среды являются игра и игрушка. Игрушки для ребенка - это «среда», которая позволяет выражать чувства, исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать творческие способности; игрушки учат общению и познанию себя. Сами по себе игрушки ничего не будут значить, если малыш не знает, как и во что с ними играть.
В 2-3 летнем возрасте дети многие игрушки используют не по назначению или вообще не играют с ними. Знакомство с народным творчеством на примере народных игрушек. Знакомство с устным народным творчеством(песенки, потешки и др.)
Цель: Знакомство с народным творчеством на примере народных игрушек. Знакомство с устным народным творчеством(песенки, потешки и др.)
Задачи:
Формировать представления детей о русской народных игрушках: Неваляшка, Петрушка, Матрёшка, Дымковская игрушка. Способствовать развитию произвольной памяти и избирательности при выборе народной игрушке к определённым игровым ситуациям. Воспитывать интерес и бережное отношение к народным промыслам.
Ожидаемые результаты:
Имеют представления о русских народных игрушках - Неваляшке, Петрушке, Матрёшке.
Бережно относятся к окружающим предметам и игрушкам. Используют потешки в определённых жизненных ситуациях, в играх.
назначение
Обогащение знаний детей младшего дошкольного возраста об народных игрушках и их предназначении. Активизация словаря.
Как нет человека без самолюбия, так
нет человека без любви к отечеству, и эта любовь
дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…»
К.Д.Ушинский
Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы живем. Нашим детям необходимо знать и изучать культуру и традиции своих предков.
Народная игрушка несет в себе педагогическую ценность в процессе развития дошкольников практически всем видам детской деятельности. С помощью народной игрушки решаются задачи духовного воспитания, социальной адаптации в среде сверстников и взрослых, происходит включение в традиционную культуру русского народа с принятыми в нем ценностями, представлениями о праве, красоте, пользе, нравственных идеалах и этических нормах. Поскольку народная игрушка с её чарующим миром ярких и живых образов, глубокой духовностью может стать тем средством обучения и воспитания, которое находит эмоциональный отклик в душе ребенка, отвечая его потребностям и интересам, и способствует развитию его личности.
Проект был разработан и реализован в рамках тематической недели «Наши любимые игрушки, игры и занятия». Состоял он из трех этапов:
I этап - подготовительный Изучение и подбор материала. Разработка структуры проекта. Организация предметно-развивающей среды: изготовление дидактических игр. Раскраски по теме «Народная игрушка». Подбор методической и художественной литературы по теме «Народная игрушка»
Изучение и подбор материала. Организация предметно-развивающей среды: изготовление дидактических игр.
Составление тематического планирования.
II этап - основной
Беседы: «Зачем нужны игрушки?», «Из чего сделаны игрушки?», «Магазин игрушек», «Народная игрушка». Выставка книг «Народные игрушки». Проведение дидактических игр: «Найди по описанию», «Один – много», «Что изменилось?», «Расставь по величине», «Чудесный мешочек». Рассматривание иллюстраций в альбомах
Проведение дидактических игр «Один – много», «Сложи матрешку», «Чудесный мешочек», «Угадай, что звучит».
Рассматривание иллюстраций с изображением народных игрушек, рассматривание иллюстраций книг.
НОД по лепке «Сарафан для Матрешки».
НОД по аппликации «Неваляшка».
НОД по рисованию «Украсим Дымковскую лошадку».
Интегрированное занятие «Петрушка – веселая игрушка».
Папка передвижка «Игрушки в жизни ребенка» (консультация для родителей).
III Заключительный
Назначение проекта обогащение знаний детей младшего дошкольного возраста об народных игрушках и их предназначении.
Работа над проектом отражена в презентации:
литература, интернет - ресурсы:
Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд.,испр.и доп. – М.: Центр педагогического образования, 2016. – 208 с.
http://www.10ruk.ru./obuch.htm 
- Русская народная игрушка Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-мтодическое пособие. – 2-е изд., перераб. И доп. – СПб.: Детство – Пресс, 2002. – 304 с.: ил.
http://www.insmolensk.ru/ - эскизы кукол
http://pogodki.narod.ru/masterigr.htm Русская народная игрушка
http://perunica.ru/tradicii/1527-russkie-o... Русские обряды и традиции. Народная кукла
http://letopisi.ru/index.php/Берегиня народная кукла - Letopisi.ru
http://oxanafa.ru/narkykla/ Народная кукла » Рукоделие и творчество.
Свидетельство о публикации в СМИ" Серия А № 0004887
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?