Открытые занятия в ясельной группе. Конспект занятия в ясельной группе детского сада «Игрушки. Дидактическая игра «Что сначала, что потом»

На первом этапе (примерно до 1,5 лет) быстрее развивается «пассивная» речь (есть понимание значения слов, но еще не развито словопроизношение).

Достаточно два-три раза показать малышу предмет и назвать его, как он уже запоминает новое слово. По просьбе взрослого указывает на то, что назвать еще затрудняется, или употребляет облегченный вариант слова, помогая себе жестами и мимикой. Так, «те» может означать, в зависимости от ситуации, «что?» или «тетя», «гага» - «гусь», «я-я»- «яблоко», «ка» - «машина», «дейка» - «дверь» и т.п. Вследствие ограниченного словаря ребенка одно слово может заменять несколько или даже целое предложение.

Задачи воспитателя:

  • удовлетворять потребность ребенка в общении;
  • совершенствовать понимание речи взрослого;
  • развивать умение подражать слогам и легким по произношению словам.

На втором этапе (от 1,5 до 2 лет) начинает формироваться самостоятельная речь. Слово становится основным средством общения малыша с окружающим (вместо жестов и мимики). Ребенок как эхо повторяет за взрослыми слова, легкие произносит полностью, для труднопроизносимых использует собственные варианты (чебурашка - «бабашка», стул - «тул» и т.п.).

Существенным достижением этого возраста является то, что ребенок может делать элементарные обобщения, обозначать одним словом предметы с похожими признаками (игрушки, посуда).

Задачи воспитателя:

  • расширять знакомство детей с окружающим миром и на этой основе обогащать их словарный запас;
  • формировать умение произносить только отдельные слова, но и простые фразы, отвечать на несложные вопросы;
  • способствовать появлению в речи первых слов-обобщений.

Развитие речи детей раннего возраста наиболее эффективно происходит в процессе специально организованных игр.

Основные задачи игр:

  • поддерживать и активизировать подражательные действия детей (речевые и двигательные);
  • способствовать взаимодействию со взрослым,проявлениюэлементарной инициативы и самостоятельности;
  • развивать потребность в речевом общении.

Игры проводятся по подгруппам в соответствии с возрастом детей (от 1 года до 1 года 6 месяцев и от 1 года 6 месяцев до 2 лет).

Игры для детей

от 1 года до 1 года 6 месяцев

«Позови» (от 1 года до 1 года 3 месяцев)

Задачи. Совершенствовать понимание речи; побуждать к обращению и активным ответным действиям (произношению звукосочетаний и облегченных слов, манипулированию с игрушками).

Материал. Игрушки (собака, заяц и др.).

Содержание игры

Воспитатель ставит игрушки на стол, дает возможность детям полюбоваться ими; интересуется, понравились ли игрушки.

Предлагает поиграть с ними, например: «Саша, позови собачку, скажи: «Иди, иди ко мне». Педагог манит игрушку рукой, зовет, побуждая ребенка подражать жесту и словам. Когда собачка «подходит», гладит ее, «кормит», спрашивает: «Что делает собачка?» (Ест, прыгает)

Затем обращается к другому ребенку и предлагает позвать зайца (куклу и т.д.).

Если кто-то из малышей не подражает действиям взрослого, следует вместе с ним позвать игрушку, поманить ее рукой. Одновременно подвинуть зайца (куклу и т.д.) к ребенку и сказать: «Иди, зайка, к Мише. На, Миша, возьми зайку. Скажи: «Дай зайку, дай, дай!» (Жест рукой)

Такие же действия повторяются с другими игрушками. Главное - вызвать у детей желание звать, показывать, приносить, гладить, кормить и т.д.

Примечание . Если ребенок ничего не говорит, но показывает игрушку и выполняет нужные действия, значит, он понимает вашу речь.

Вариант игры.

Педагог поочередно прячет игрушки, спрашивает у детей, кто «убежал». Предлагает найти, позвать, принести и т.д. Игра повторяется несколько раз.

«Кошка в гости к нам пришла» (от 1 года 3-4 месяцев)

Задачи. Вызывать положительную эмоциональную реакцию детей на появление игрушки; учить по просьбе взрослого показывать уши, хвост, лапки. Побуждать к активным действиям (показать, погладить игрушку) и произношению облегченных слов: «киса», «котя», «кс-кс» и др.

Материал. Игрушка - пушистая кошка, блюдце.

Содержание игры

Воспитатель достает игрушку (из-за спины, из коробки) и говорит: «Посмотрите, кто к нам пришел? Кошка, киса». Предлагает детям повторить: «Скажи, Таня, кто это? Саша, назови, кто это?» Побуждает называть игрушку разными словами: кошка, киса, котя и т.п. Вместе с детьми рассматривает игрушку: «Какая красивая кошка, мягкая, пушистая!» Предлагает ее потрогать, погладить.

Затем берет кошку и «играет» с ней: лапками дотрагивается то до одного, то до другого ребенка: «Кошка лапками играет, у нее лапки-царапки. (Показывает.) Это лапки, лапки-царапки! Что это? Лапки. (Обращается к ребенку) Покажи и назови, что это?»

Гладит ушки, называет: «Это уши, ушки. Что это? Уши, ушки». (Дети показывают ушки, называют.)

Играет ее хвостиком, говорит: «Какой хвостик красивый у кошки! Где хвостик? (Дотрагивается по очереди до детей, щекочет их хвостиком.) Вот хвостик! (Действия повторяются несколько раз.) Красивая кошка к нам пришла. (Подносит игрушку к своему уху.) Кошка хочет молока, надо ее покормить. Давайте нальем молоко в блюдце. (Игровая ситуация вместе с ребенком) Кисонька-мурысенька, попей молочка!» (Кошка «пьет» молоко .)

Воспитатель читает потешку:

Котя, котенька, коток (произносит выразительно),

Котя - серенький хвосток (поглаживает игрушку),

Приди, Котя, в гости к нам,

Молочка тебе я дам.

Я тебе, коту, своих деток покажу.

Вариант игры.

Можно в конце игры предложить покатать кошку в машине. Дети с удовольствием это делают. Воспитатель незаметно опрокидывает грузовик и говорит:

Нет, напрасно мы решили

Прокатить кота в машине,

Кот кататься не привык,

Опрокинул грузовик.

(А. Барто)

Игра повторяется. Игрушку опять сажают в машину. Когда машина переворачивается, дети произносят слова: «бух», «пал». Игра доставляет им много радости.

Примечания:

  • можно рассказать другую потешку, например «Кисонька-мурысенька»;
  • вместо кошки взять мишку, зайца и т.п., а в завершение прочитать стихотворение или потешку об этой игрушке.

«Зайчик-побегайчик» (от 1 года 4 месяцев)

Задачи. Расширять знания детей об окружающем; вызывать активную эмоциональную, двигательную и речевую реакцию на происходящее; побуждать к произношению звукоподражательных и облегченных слов, например: «зая», «бо-бо», «ой-ой» (больно) и др.; вызвать желание пожалеть зайчика.

Содержание игры

Игрушечный заяц спрятан в мешочке или коробке. Воспитатель сообщает, что к детям кто-то прибежал из леса: маленький, с длинными ушками, любит морковку. Спрашивает: «Кто это?» Показывает из мешочка уши зайца: «Кто здесь, кто? У кого длинные уши? Зайчик, зайка к нам в гости пришел. Поздоровайтесь с ним. Зайчик, иди к детям». Обращается к малышам: «Позовите зайчика, скажите: «Иди, иди». (Жест рукой.) Дети по очереди зовут зайчика. Воспитатель говорит: «Вот какой зайчик, зайка, зая». (Выделяет голосом.)

Педагог показывает заячьи уши, спрашивает: «Что это у зайчика? Уши, ушки. Какие уши? Большие». Предлагает потрогать их, назвать. (Дети могут использовать облегченные слова или жесты.)

Воспитатель шевелит заячьим хвостом, спрашивает: «Это что у зайчика? Хвостик. Какой хвостик у зайчика? Маленький. (Подчеркивает это слово интонацией и жестом, дети повторяют.) Хороший зайчик пришел к нам, давайте поиграем с ним в прятки. (Незаметно передает игрушку другому взрослому, а сам идет с детьми искать.) Куда убежал зайчик, зайчик - побегайчик? Давайте поищем его. (Обходят комнату и находят зайца.) Вот зайчик. (Обращается к кому-либо из детей.) Саша, позови зайчика. Скажи: «Заяц, зайка т.д. (Игра повторяется два-три раза, при этом зайца прячут в разные места.)

После того, как игрушка несколько раз найдена, дети садятся на стулья. Воспитатель говорит: «Вот наш зайка - побегайка. Теперь он не будет прятаться от нас».

Читаетстихотворение(выделенные слова произносит несколько раз).

Скачет зайка по лужайке -

Скок, скок, скок.

Наколол зайчишка лапку

На сучок.

Больно зайке! Ой! Ой! Ой!

Прискакал едва домой.

Предлагает пожалеть зайца, погладить лапку, посадить на стул или на ковер.

Примечание. Подобную игру можно проводить и с детьми старше 1 года 6 месяцев. При этом задачи и содержание усложняются.

Например, можно поставить детей в условия выбора: сначала найти и принести большого зайца, потом маленького и т.д. В конце игры предложить попрыгать «как зайчики», спрятаться и т.п.

Ох ты, заюшка!

Попрыгаюшка!

В саже тонкое ушко,

В мучке белое брюшко.

Чавылек - чивылек,

Где ты бегал весь денек?

Игры-занятия с куклой

«Кукла Ляля и я» (от 1 года 3 месяцев)

Задачи. Формировать у детей знания о себе и ближайшем окружении (знакомство с именами), развивать понимание речи взрослого; упражнять в произношении звукосочетаний и облегченных слов; развивать внимание, память.

Содержание игры

Воспитатель ставит перед детьми куклу и радостно спрашивает: «Кто к нам пришел? Это кукла Ляля в гости к нам пришла!» Предлагает детям поздороваться с куклой: «Здравствуй, Ляля». Подходит к каждому ребенку, побуждает к произношению слов и звукосочетаний: «Кукла («ку-ка») Ляля».

Затем педагог спрашивает малыша: «А тебя как зовут?» и сам отвечает: «Это Саша! Саша, дай руку Ляле. (Можно взять ребенка за руку) Где руки у Саши? Покажи, Саша, свои руки. (Поглаживает руки ребенка, просит похлопать, сказать «хлоп-хлоп») Молодец, Саша!» Обращается к кукле: «Ляля, покажи, где Саша? Вот Саша!» (Показывает на ребенка рукой куклы.)

Затем воспитатель подходит к другому ребенку, и игровые действия повторяются.

После этого проводится игра в прятки. Педагог закрывает куклу салфеткой, спрашивает: «Где Ляля? Куда она спряталась? (Дети ищут.) Вот Ляля! (Несколько индивидуальных обращений к детям.) Скажи: «Где Ляля? Вот Ляля!»

Аналогично проводится игра в прятки с детьми: воспитатель накрывает салфеткой ребенка, спрашивает: «Где Саша? (Где Вова? И т.д.)». Затем открывает и говорит: «Кто это? Саша (Вова и т.д.)».

Примечание.

Если кто-то из малышей сам подходит к педагогу, показывает на свою голову, берет салфетку и что-то произносит - значит, проявляет инициативу, хочет поиграть. Такие действия надо обязательно поддержать и похвалить ребенка.

«Купаем куклу» (от 1 года 3-4 месяцев)

Задачи. Закрепить представления детей о предметах одежды; упражнять в повторении облегченных слов (мыло, вода, купать и др.); поддерживать инициативные действия детей, обращение к взрослому (жестами и речью); создавать радостное настроение.

Материал. Кукла и предметы для купания (ванночка или таз с водой, мыло, полотенце).

Воспитатель. Посмотрите, что случилось с нашей Лялей? (Берет куклу в руки.) Ах ты, девочка чумазая, где ты руки так измазала? Черные ладошки, на локтях - дорожки. (Куклу заранее можно немножко испачкать) Что же делать, как ей помочь? (Индивидуальное обращение.) Какие руки у Ляли? Что надо сделать? Помыть. (Подносит куклу к уху.) Наша Ляля хочет купаться. Давайте поможем ей. Что сначала надо сделать? Снять одежду. Что сначала будем снимать? (Показывает рукой на платье.) Платье. (Индивидуальное обращение.) Помоги Ляле снять платье. (Ребенок помогает. Затем дети снимают другие предметы одежды - трусы, носки - и называют их.) Всю одежду сняли. (Педагог предлагает кому-то из детей аккуратно положить одежду куклы на стул, хвалит.) Сейчас будем купать Лялю. (Все предметы должны, быть заранее приготовлены.) В чем будем купать Лялю? В ванночке. Где ванночка? (Индивидуальное обращение.) Покажи. Где мыло? Мыло какое? Мыло душистое. (Дети трогают, нюхают мыло) Ах, какое душистое мыло! (Воспитатель сажает куклу в ванночку, моет ей лицо, руки, ноги. Называет действия, которые производит, просит детей повторить. Кукла «радуется, шлепает» рукой по воде.) Ой, как радуется наша Ляля, как ей нравится купаться!

Воспитатель предлагает детям облить Лялю водой из лейки. Малыши могут только поддерживать лейку, но и этого достаточно, чтобы вызвать у них радость от совместных действий. Педагог поливает и говорит:

Теплую водичку

Льем на нашу птичку.

Ой, с гуся вода,

С Аленушки худоба.

(Е. Благинина)

«Вот и вымыли Лялю! Чем ее вытереть? Полотенцем. Где полотенце? Саша, принеси полотенце! Вот оно какое мягкое и пушистое. (Прикасается полотенцем к щеке, рукам ребенка.) Давайте вытрем Лялю. Какая наша Ляля стала? Чистая! Хорошая! Теперь можно поиграть с ней».

Примечание. Игру «Купаем куклу» следует проводить в присутствии 5-6 детей, чтобы они имели возможность активно действовать. В следующий раз воспитатель приглашает других детей.

Такие игры интересны и для малышей старше полутора лет. Варианты могут быть разными, например: кукла «играет» в воде с мячом, рыбкой или любой другой игрушкой. Дети находят эти игрушки, называют их, приносят, дают кукле, говорят: «На, Ляля, мяч (утку - «утю»)», «разговаривают» с куклой и т.д.

«Кто как кричит» (от 1 года 4-5 месяцев)

Задачи. Закреплять умения находить и выбирать знакомую игрушку; повторять, подражая взрослому, звукосочетания и слова; называть слова по собственной инициативе.

Материал. Игрушки (собака, кошка, курица, петух и др.).

Содержание игры

Обыгрывается неожиданное появление каждой игрушки (можно доставать их из мешочка или яркой коробки).

Воспитатель показывает игрушку, производит действия с ней. Например, берет пушистую собаку, «ведет» ее, прикасается поочередно к каждому ребенку и говорит: «Ой, какая собачка! Хорошая собачка! Саша, что делает собачка? (Собака «бежит» к Саше.) Как собачка лает? Ав, ав! (Обращается поочередно к детям.) Повтори».

Такие же действия производятся с другими игрушками. Звукосочетания (мяуканье, кудахтанье и т.д.) произносятся тихо и громко, с разной интонацией.

Затем педагог предлагает каждому ребенку принести любую игрушку, назвать ее, спрашивает, как она «разговаривает» (лает, рычит и т.д.), повторяет за малышом произнесенные им звуки, поправляет, если он допустил ошибку. Можно поставить ребенка в условия выбора: «Какую игрушку ты хочешь взять?» Или сразу предложить принести, например кошку. Спросить: «Кого ты принес? Кошку, кису принес. Как кошка мяукает? Правильно, кошка мяукает; «мяу, мяу».

Педагог задает аналогичные вопросы, если ребенок приносит другую игрушку.

Примечание. Задания и вопросы зависят от индивидуальных особенностей подготовленности детей.

Игру можно усложнить: спрятать игрушку в комнате и предложить ребенку позвать, например: «Мяу-мяу, где кошка; Мяу-мяу, иди сюда!» и т.д.

Игры для детей

от 1 года 6 месяцев до 2 лет

Можно проводить те же игры, что и с детьми до полутора лет. Но при сохранения сюжета меняются задачи, содержание способы взаимодействия взрослого и ребенка (дети становятся более активными и самостоятельными).

«Прятки» (от 1 года 6-7 месяцев)

Задачи. Учить ориентироваться в пространстве, узнавать, где находятся игрушки, приносить их и называть общеупотребительными словами вместо звукоподражательных и облегченных; стимулировать активность; развивать внимание и память.

Словарь . Обобщающее слово «игрушки» (пассивный словарь); названия игрушек: мяч, утка, мишка, зайчик (зайка) и др.; названия действий: катится, лежит, кричит и т.п.

Материал. Игрушки (мяч, утка, мишка, заяц и др.) находятся в разных местах комнаты.

Содержание игры

Воспитатель (держит в руках куклу). К нам в гости пришла кукла Катя. Она хочет посмотреть наши игрушки. (Обобщающее слово выделяется голосом.) Катя, какую игрушку тебе принести? (Говорит за куклу) Зайца, зайку. (Обращается к детям.) Давайте позовем зайца: «Зайчик - побегайчик, где ты? Иди к нам, иди, иди!» (Слова произносятся вместе с детьми.)

Педагог и дети ищут игрушку, подходят сначала к игровому уголку, затем - к шкафу, где лежит заяц.

Воспитатель. Где же наш зайчик (зайка)? (Радостно.) Вот он! Кто это? Назовите. Зайчик! (Несколько индивидуальных повторений) Где зайчик сидит? В шкафу. Покажи, Саша. (Ребенок может, показать пальцем или сказать «там», «здесь». Его действия поощряются.) Кого мы нашли? (Ответы детей) Кому дать зайчика? Миша, скажи: «Катя, на зайку». Давайте посадим зайчика рядом с Катей. Что делает зайчик? Сидит».

Заяц может «поиграть» с детьми: «попрыгать», «побегать», «поздороваться» и т.п.

Кукла «дает новое задание» - просит принести мяч. Малыши ищут, находят, называют. Воспитатель обращается индивидуально к нескольким детям: «Что ты нашел? Где лежал мяч? Отнеси мяч Кате. Скажи: «Катя, возьми мяч, на мяч» и т.д.

Аналогичные действия повторяются с другими игрушками.

В конце игры воспитатель говорит: «Вот сколько игрушек мы нашли для Кати: зайца, мяч, мишку, утку. Это наши игрушки (выделяет слово голосом)».

Предлагает детям поиграть вместе с Катей игрушками.

Варианты игры.

1.Найти игрушку и назвать ее цвет, форму (мяч), отдельные части (уши, лапы)и т.д.

2.Один ребенок прячет игрушку, а воспитатель с остальными детьми ищут ее. Если в подгруппе не более 5-6 детей, можно предложить каждому спрятать игрушку.

«Кто-то в гости к нам пришел» (от 1 года 6-7 месяцев)

Задачи. Упражнять детей в назывании игрушек и их частей. Подводить к пониманию употребления слова-понятия «игрушки». Расширять пассивный словарь. Побуждать к эмоциональному отклику и инициативной речи.

Материал. Набор (4-5 штук) знакомых детям игрушек: заяц, мишка, кошка и др. (в коробке).

Содержание игры

Раздается стук в дверь. Воспитатель открывает и вносит в группу игрушечного зайца. Обращается к детям: «Посмотрите, кто к нам в гости пришел! Хороший зайчик? Поздоровайтесь с ним. Откуда ты прибежал, заяц? (Отвечает за зайца.) Из леса».

Берет игрушку в руки, читает стихотворение и сопровождает слова действиями.

Жил-был зайчик,

Длинные ушки .(Гладит заячьи уши.)

Отморозил зайчик

Носик на опушке. (Гладит носик)

Отморозил хвостик (Гладит хвостик.)

И поехал греться

К ребятишкам в гости.

Здесь тепло и славно,

И дают морковку на обед.

(В. Хорал)

Воспитатель. Давайте угостим зайца морковкой. (Достает заранее приготовленную морковь.) Таня, возьми морковку, дай зайцу! Скажи: «На, заяц, ешь!» Все скажем: «Ешь, заяц, ешь». Посмотрите, он нам «спасибо» говорит, кивает головой.

Можно предложить детям пожалеть зайца, погладить (показать и назвать) его уши, нос, хвост - это активизирует игровые действия и словарь детей.

Воспитатель. Зайка что-то хочет сказать. (Изображает (разговор» с зайцем.) Он нашел красивую коробку и не знает, как ее открыть.

Давайте поможем ему и посмотрим, что там лежит. (Открывает коробку с помощью детей.) Что здесь? Игрушки. (Выделяет слово голосом.) Много игрушек! Какие игрушки? (Педагог обращается индивидуально к каждому ребенку.) Назови. Возьми. Покажи всем детям. Какую игрушку взял Саша? Мишку. Мишка какой - большой или маленький? (Помогает показать руками.) Давайте погладим мишку по голове, пожалеем его. (Показывает уши, лапы) Что это? (Индивидуальное обращение к каждому ребенку.) Назови. Покажи. (Хлопает лапами игрушки.) Что делает мишка? Хлопает лапами, радуется, что в гости к нам пришел. Давайте его позовем: «Иди, иди, мишка, к нам!» (Побуждает детей к повторению слов «иди, иди»)

Таким же образом рассматриваются другие игрушки. В конце игры воспитатель еще раз спрашивает: «Что принес заяц? Игрушки. Красивые игрушки». (Выделяет голосом.) Предлагает поиграть с ними.

Вариант игры.

Найти в комнате такие же игрушки, как в коробке. Принести, назвать, какую принес. Воспитатель делает обобщение: «Вот мишка и вот мишка. Это мишки. Вот заяц и вот заяц. Это зайцы. (Дети повторяют.) Много игрушек у нас!»

«Курочка и цыплята» (от 1 года 7-8 месяцев)

Задачи. Обогащать словарь детей (курица, цыплята, цыпленок, клюет); содействовать употреблению простых фраз; побуждать к диалогу, создавать радостное настроение.

Материал. Заводная курица, цыплята (из картона).

Содержание игры

Около двери движется и «клюет» заводная игрушка - курица.

Воспитатель. Кто к нам в гости пришел? Курица, курочка - рябушка. Поздоровайтесь с курочкой. Здравствуй, курочка - рябушка! Ко-ко-ко, ко-ко-ко! Кого зовет курочка? (Обобщает ответы.) Курица-мама зовет своих деток-цыплят. Где же детки-цыплята? Давайте спросим у курочки. (Индивидуальные обращения.) Таня, спроси, где цыплята? Давайте позовем цыплят: «цып-цып-цып!» (Поддерживает и поощряет речевую активность детей. Достает коробку с цыплятами.) Кто это пищит: «пи-пи-пи»? Цыплята. (Поддерживает эмоциональную реакцию детей. Предлагает взять цыплят, рассмотреть) Какие цыплята? Маленькие, хорошие. Курочка зовет цыплят: «Ко-ко-ко! Ребятки - желтые цыплятки, идите ко мне!»

Педагог предлагает детям разместит цыплят рядом с курочкой. Спрашивает каждого ребенка, что он сделал, кого отнес курочке. Обращает внимание детей на реакцию курицы: «Курочка-мама рада, что нашла своих деток-цыплят, и благодарит вас». Располагает курицу и цыплят рядок спрашивает: «Курица какая? Большая. Цыплята какие? Маленькие. Как зовет курица своих деток? Как пищат цыплята?» (Ответы детей.)

Заводит курицу. «Что делает курочка? Клюет зернышки, зовет своих деток-цыплят».

Ко-ко-ко-ко!

Не ходите далеко,

Лапками гребите,

Зернышки ищите!

Воспитатель предлагает детям показать, как курочка клюет зернышки (постучать пальцами по столу) и сказать: «клю-клю-клю».

«Покатаемся на лошадке» (от 1 года 8 месяцев)

Задачи. Познакомить детей с новой игрушкой и способами действий с ней; продолжать учить сравнивать игрушки по личине; обогащать словарь; побуждать звукоподражанию, употреблению простых фраз и участию в диалоге.

Материал. Большая лошадка-качалка, маленькая игрушечная лошадка, зайчик.

Содержание игры

Обыгрывается появление большой лошадки: взрослый «вводит» ее в группу, цокает языком: «цок-цок-цок!»

Воспитатель. Кто к нам в гости пришел? Лошадка! (Дает детям возможность рассмотреть игрушку, погладить ее.) Какая лошадка пришла к нам? (Если потребуется, задает дополнительные вопросы: красивая? Большая? Маленькая?) Большая красивая лошадка. (Предлагает детям повторить.) А как кричит большая лошадка? Иго-го! (Произносит низким голосом. Просит нескольких детей повторить, затем качает лошадку.) А еще у нас есть маленькая лошадка. Давайте найдем ее. (Дети, знакомые с этой игрушкой, по просьбе взрослого приносят ее. Маленькую лошадку желательно поставить рядом с большой.) Какая это лошадка (показывает рукой на качалку) - большая или маленькая? (Несколько индивидуальных ответов.) А это какая лошадка (показывает на другую) - большая или маленькая? (Ответы детей.) Большая лошадка кричит: «иго-го-го!» (произносит низким голосом) ; маленькая лошадка кричит: «иго-го-го!» (произносит высоким голосом). (Дети повторяют) Сегодня к нам в гости пришли большая и маленькая лошадки. Что делает большая лошадка? (Качает ее.) Качается. Что делает маленькая лошадка? Стоит. Давайте покатаем на большой лошадке зайца. Спросите зайчика: «Хочешь покататься на лошадке?» Саша, посади зайчика на лошадку. Что делает зайчик? Сидит на лошадке. Едет на лошадке. (Педагог стимулирует индивидуальные ответы. Затем читает стихотворение.)

Едет зайка на лошадке,

По дорожке ровной, гладкой.

Катя (Саша, Таня), хочешь покататься на лошадке? Скажи: «Хочу покататься на лошадке». Скажи: «Но, поехали! Но!»

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шерстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

(А. Барто)

Игра повторяется несколько раз.

РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ.

"Меня понимают все" - так образно можно назвать этот период. Ребенок начинает много говорить, легко запоминает стихи, сказки, может объяснить, что ему нужно, рассказать о том, что видел и слышал. Речь становится более выразительной.

К концу третьего года жизни ребенок уже употребляет распространенные предложения, почти все части речи, то есть начинает овладевать речью-описанием.

Малыш хочет многое узнать, ему все интересно, он чаще обращается к взрослому с вопросами, что способствует совершенствованию диалогической речи.

Ребенок пытается обозначить все, что видит и понимает, по-своему, то есть "творит слова". Эту неповторимую особенность детской речи - словотворчество - ярко описал и проанализировал писатель и лингвист К.И. Чуковский.

Успешно развиваются все психические процессы - мышление, память, внимание, воображение. Ребенок уже может сравнивать предметы и явления и делать простейшие умозаключения наглядно-действенного характера (что видит, с чем действует).

Речь ребенка становится средством общения не только со взрослыми, но и с детьми.

Задачи речевых игр этого периода:

  • обогащать пассивный и активный словарь детей общеупотребительными существительными, глаголами, наречиями, прилагательными и предлогами;
  • учить говорить предложениями, строить их грамматически правильно;
  • формировать правильное звукопроизношение.

Кроме речевых, важно решать задачи по развитию личностных качеств:

  • формировать интерес к активному взаимодействию с окружающими;
  • поддерживать инициативу, позицию "я сам", поощрять стремление высказываться по собственному желанию, включаться в разговор.

Тематика игр может быть самой разнообразной, в том числе и такой, которая использовалась в работе с детьми второго года жизни. Однако при сохранении сюжета меняется содержание, способы взаимодействия взрослого и ребенка.

Используются разные приемы развития речи, их содержание усложняется. Например, детям двух-трех лет уже можно давать образец элементарного рассказа-описания для его повторения. Способы действия с предметами (игрушками) взрослый не только сам показывает, но и стимулирует активность детей, их инициативу и самостоятельность. Вопросы усложняются и становятся более разнообразными.

Информация для воспитателя.

1.Длительность игры зависит от ее содержания и интереса детей (но не более 10-15 мин.).

2.Воспитатель сам определяет, с детьми какого возраста (с учетом их индивидуальных возможностей) провести ту или иную игру.

"Кто где живет "

Задачи. Закреплять знания о животных (различать и называть их; запоминать, где живут); активизировать умение вступать в диалог, отвечать предложениями; поддерживать и поощрять инициативу и самостоятельность.

Материал. Петрушка; коробка с игрушками; макеты леса и дома (например, из настольного театра).

Содержание игры

Воспитатель устанавливает макеты леса и дома на ковре или на столе. Петрушка "приносит" коробку с игрушками-животными и просит детей помочь разобраться, кто живет в лесу, а кто - в доме.

Воспитатель. Животные заблудились, не знают, куда идти, давайте им поможем. (Достает зайца.) Зайчик беленький сидит, ушами шевелит и нам что-то говорит... Спросите у зайца, откуда он прибежал к нам? (Из леса.) Какого цвета наш зайчик? (Белого.) Какие у него ушки, какой хвостик? (Воспитатель побуждает детей самостоятельно отвечать, при необходимости помогает. Обязательно обобщает ответы.) Заяц (зайчик) белый, уши у него длинные, а хвостик короткий, маленький. Саша, где живет заяц? Отнеси зайца туда, где он живет. (Если ребенок ошибается, воспитатель просит детей ему помочь.)

Петрушка "достает" из коробки корову.

Воспитатель. Это корова. Она мычит: му-у-у. Как вы думаете, корова тоже в лесу живет? (Ответы детей обобщает.) Корова в деревне живет, люди ее кормят, а она дает им молоко. (Предлагает отнести корову к дому, поощряет действия детей, уточняет, куда они отнесли корову.)

Далее можно предложить детям брать поочередно игрушки из коробки и спрашивать, где они живут. Используя образец взрослого, малыши учатся задавать вопросы, правильно их формулировать. Одновременно воспитатель дает описание некоторых животных-игрушек с ярко выраженными признаками (например: рыжая лиса, у нее длинный пушистый хвост; медведь большой, у него толстые лапы, он идет, переваливается и др.).

В конце игры взрослый спрашивает Петрушку, все ли животные попали к себе домой. Петрушка отвечает и благодарит детей за помощь.

Примечания:

  • игра повторяется несколько раз: количество игрушек увеличивается;
  • можно прочитать стихи про тех животных, с которыми проводится игра.

"Пожалеем зайку"

Задачи. Учить проявлять внимание и заботу; понимать зависимость между действиями и результатом (позаботились о зайце - он не заболел); поддерживать эмоциональные высказывания детей.

Материал: игрушечный заяц, теплый шарф, кусочки моркови и капусты.

Содержание игры

Игру желательно провести на участке после дождя. Создается ситуация: мокрый заяц сидит под кустом. Хорошо, если дети сами заметят его во время прогулки. Если нет, воспитатель обращает внимание детей на зайца.

Воспитатель. Давайте спросим зайца: почему он здесь сидит (помогает детям - проговаривает вместе с ними вопрос) . Вот что случилось:

Зайку бросила хозяйка -

Под дождем остался зайка,

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок

Что сделала хозяйка? (Бросила зайку.) Что случилось с зайцем? (Бедный зайка промок, ему холодно.) (Педагог выслушивает и поддерживает высказывания детей.) Как можно пожалеть зайку? Что надо сделать, чтобы он не заболел? Покормить, согреть. (Дети повторяют.) Что любит заяц? (Морковку, капусту.) Давайте покормим зайца. Чем мы кормим зайца? (Морковкой, капустой.) Давайте согреем зайца. (Показывает теплый шарф.) Что это? Шарф, теплый шарф. (Укутывает зайца в шарф.) Теперь зайцу тепло. Чем мы согрели зайца? (Шарфом, теплым шарфом.) Посмотрите, каким веселым стал заяц, он говорит нам: "Спасибо, спасибо!" Давайте попросим зайца поплясать: Заинька, попляши! Серенький, попляши! Зайка серый, попляши, Твои ножки хороши! (Заяц "пляшет". Хорошо, если дети будут повторять сами какие-то слова и движения вместе с зайцем.)

Вариант игры (после 2,5 лет). Заяц убежал из леса, заблудился, сидит голодный и плачет. Дети успокаивают его, кормят, помогают найти дорогу в лес и т.п.

"Едем в лес"

Задачи . Обогащать знания детей о диких животных, пополнять и активизировать словарь (названия животных; глаголы ходит, рычит, сидит, прыгает; предлоги в, на, под); упражнять в произношении звуков [ч], [ш], [з], [ж]; развивать память, внимание.

Материал. Игрушки (медведь, лиса, заяц, белка, волк).

Содержание игры

Игру желательно провести на участке игрушки заранее расставить под кустами, юлку посадить на дерево).

Детям предлагается поехать в лес на поезде. Все встают "паровозиком" за воспитателем.

Воспитатель. Чу-чу-чу, я на поезде мчу, еду в лес, в волшебный лес, полный сказок и чудес! (Проходят вокруг участка. Дети подпевают.) Вот мы и приехали в сказочный лес. Какие здесь деревья? Высокие, большие! (Поднимает руки вверх. Дети повторяют.) Давайте послушаем, как шумят листья на деревьях: ш-ш-ш... (Дети повторяют.) А кто так жужжит: ж-ж-ж?.. Правильно, пчелы. Давайте пожужжим как пчелы. Слышите, комары звенят: з-з-з... (Дети повторяют.) А кто в лесу живет? Какие животные?Я буду загадывать загадки, а "отгадки" поищем в лесу вместе.

Белый и пушистый, в лесу живет,

Скачет: прыг-скок. (Заяц)

Молодцы, сами догадались! Где сидит заяц? Заяц сидит под кустом. Кто скажет, почему заяц спрятался под кустом? (Дает возможность высказаться детям. Могут быть разные варианты: "испугался волка", "будет дождик" и др. Предлагает позвать зайца, принести. При необходимости помогает ребенку, поощряет инициативные высказывания детей.)

Кто зимой холодной

Ходит по лесу

Злой и голодный? (Волк.)

Давайте найдем волка. (Дает возможность детям самим найти игрушку.)

Воспитатель (обращает внимание на дерево, где сидит белка):

В лесу на дереве - дупло,

Там хлопотунья-белка

Устроила хороший дом

Своим малюткам-деткам .

Где белка живет? Где ее дом? (Дети показывают, поднимают руки.) Высоко белка живет, на дереве.

В конце игры воспитатель спрашивает: "Какие животные в лесу живут?" и обобщает ответы детей: "Дикие животные - звери - в лесу живут".

Все снова встают "паровозиком", "едут" обратно в детский сад и поют: "Чу-чу-чу..." И т.д.

Примечание.

Игру можно проводить неоднократно на участке и в группе.

Варианты игры:

  • игрушки положить в другие места;
  • можно предложить одному ребенку спрятать игрушки, а остальные дети будут их искать.

"Угадай, кто в корзине"

Задачи. Развивать сообразительность, внимание, желание высказываться по собственной инициативе, пополнять словарь за счет глаголов в единственном и множественном числе; упражнять в звукопроизношении.

Материал. Игрушки (кошка, собака, два ежа), спрятанные в корзине.

Содержание игры

Воспитатель берет корзину, говорит, что в ней спрятались игрушки, и предлагает угадать, какие. Загадывает загадку:

Мягкие лапки,

На лапках - царапки.

На молоко глядит,

"Мяу! Мяу!" - говорит.

Из корзинки показывается кошачья лапка.

Воспитатель. Чья это лапка, как вы думаете? (Дети отгадывают, педагог хвалит отгадавших и достает из корзины игрушечную кошку с бантиком.) Вот какая красивая кошечка у нас! Кошка какая? Что про нее можно сказать? (Эти вопросы помогают детям включиться в рассказ. Если кто-то затрудняется ответить, воспитатель предлагает рассказывать вместе с ним.) Белая, пушистая, мягкая, маленькая, у нее маленькие лапки, в лапках - царапки. (Играет с кошкой.) Вот как наша кошечка бежит, вот как прыгает. (Выделяет интонацией глаголы, просит детей повторить.) Как она мяукает? Как мурлычет? (Хоровые и индивидуальные ответы детей.) Отгадайте, кто еще в корзинке спрятался?

С нами дружит,

Верно служит,

Хвостиком виляет,

"Гав! Гав!" - лает.

(Из корзинки показывается виляющий хвостик) Чей хвостик? Кто в корзинке? Собачка. (Достает игрушку из корзины, дети рассматривают ее.) Собака какая? (Лохматая, большая и т.п.) Что собачка делает? (Лает.) Как она лает? (Воспитатель побуждает детей к звукоподражанию в разном темпе, с разной силой голоса.) Кто еще остался в корзине?

Колючие, как елки,

Но с серыми иголками.

Живут в лесу,

Боятся лису.

(Дети отгадывают. Педагог достает двух ежей.) Ежи какие? (Маленькие, колючие, на коротких лапках. Воспитатель уточняет ответы детей.)

Воспитатель. Что делает кошка, когда ее гладят? (Радуется, мурлычет.) А когда видит мышку? (Тихо подкрадывается, бежит, прыгает, ловит.) Что еще умеет делать кошка? (Мяукать, лакать молоко, играть.)

Что делает собака? (Сидит, бегает, виляет хвостом.) Как она себя ведет, когда видит кошку? (Бежит за кошкой, лает, прыгает, ловит.)

Примечание.

По ходу игры можно создавать ситуации, в которых дети будут упражняться в изменении слов. Например, спрятать одного ежа и спросить, кого нет (ежика); или спрятать обе игрушки (убежали ежики) и т.п.

Вариант игры. Одни дети показывают действия с игрушками, другие их называют (при этом стимулируется речевая и двигательная активность, формируется умение взаимодействовать друг с другом).

"Кто как кричит "

Задачи. Закреплять знания детей о животных и птицах. Вовлекать в диалог - развивать умение слушать вопросы и адекватно на них отвечать; стимулировать и поощрять активность.

Материал. Домик, построенный из кубиков, в нем игрушки: петух, курица, корова, коза, лягушка и др. (6-8 штук).

Содержание игры

Воспитатель привлекает внимание детей к яркому домику, который стоит на ковре или на столе.

Воспитатель. Это домик не простой, кто же в нем живет? Давайте постучим и спросим: "Тук-тук-тук, кто здесь живет?" (Говорит за петуха.) "Ку-ка-ре-ку, я петушок, золотой гребешок!" Кто это? (Петушок.) Позовите его: "Петя, петушок, золотой гребешок, иди к нам!" (Побуждает к индивидуальным повторениям.) "Ку-ка-ре-ку! Иду, иду!" (Достает игрушку из домика.) Здравствуй, Петя-петушок! (Дети здороваются, рассматривают игрушку.) Какие у петушка красивые перышки, маслена головушка, шелкова бородушка! (Побуждает детей к речевой активности.) Какие перышки? Какая бородушка? Какой хвост? (Петушок снова "кричит".) Как вы думаете, кого зовет петушок? (Курицу и цыплят.) А как мы их позовем? (Цып-цып-цып!) (Вместе со взрослым дети зовут хором;к индивидуальным повторениям привлекаются менее активные малыши. Из домика появляется курица, затем цыплята: сначала один, потом остальные. Закрепляются понятия "один цыпленок" - "много цыплят".) Как курица зовет цыплят? Как цыплята пищат? (Дети воспроизводят звукоподражания. Педагог поощряет ответ каждого ребенка и предлагает расставить петуха, курицу и цыплят на столе.)

Катя, поставь курочку рядом с петушком. Что ты сделала? Молодец! Ребята, что сделала Катя? И т.д.

(Достает из домика корову.) "Му-у-у! Молока кому?" Кто это? (Корова.) Коровушка-буренушка, большая, рыжая, мычит: му-у-у! Как мычит корова? (Ответы детей.)

Педагог предлагает детям поставить корову рядом с петушком, спрашивает, где стоит корова. (Закрепление понятий "рядом", "вместе")

Так же рассматриваются другие игрушки. Воспитатель подводит детей к обобщению: у каждого животного свой голос, все кричат по-разному.

В конце игры можно предложить детям поиграть с понравившейсяигрушкой. ("Какую игрушку хочешь взять? С какой игрушкой будешь играть?")

Примечание.

В ходе игры следует обязательно поддерживать и поощрять инициативу детей: "Молодец! Правильно сказал. Сам выбрал игрушку!" И т.п.

Варианты игры (после 2,5 лет):

  • используются другие игрушки;
  • в конце игры дети самостоятельно ставят игрушки в домик и проговаривают свои действия.

"Где наши детки?"

Задачи. Расширять знания детей о домашних животных, обогащать и активизировать словарь (теленок, козленок, жеребенок, щенок, котенок); развивать умение сравнивать и обобщать; воспитывать доброе отношение к животным.

Материал. Игрушки (корова, коза, лошадь, собака, кошка - в коробке; теленок, козленок, жеребенок, щенок, котенок – за ширмой).

Предварительная работа. Воспитатель показывает картинки с изображением домашних животных, знакомит детей с понятием «детеныши животных».

Содержание игры

Помощник воспитателя сообщает, что в углу в коробке кто-то плачет.

Воспитатель. Давайте посмотрим, что там случилось. (Подходят к коробке, открывают ее и видят животных. Дети по просьбе взрослого называют их.) Животные плачут, потому что потеряли своих детенышей. Поможем найти их? Но нам нужно знать, кто их детеныши. (Поочередно достает игрушки из коробки.) "Му-у-у, своего теленка я ищу!" Теленок потерялся! (Дети повторяют за педагогом название детеныша.) "И-го-го, мой жеребенок далеко!" Жеребенок пропал! "Ме-е-е, иди, козленок, ко мне-е-е!" И т.д. Где же они?

(Взрослый и малыши ходят по группе и находят детенышей за ширмой.)

Воспитатель. Вот они и нашлись! (Обращается к игрушкам.) Вы, наверное, потерялись? Дети помогут вам, если вы скажете, кто ваши мамы.

Предлагает малышам выбрать любого "детеныша", спросить его о "маме", позвать ее, например: "Катя, спроси у котенка, кт его мама? (Кошка.) Как он зовет маму?! (Мяу-мяу!) Позови вместе с котенком кошку-маму. (Ребенок повторяет.) Молодец, Катя! А теперь отнеси котенка к его маме-кошке. Поставь котенка рядом с мамой".

Такие же действия повторяются со всеми детенышами. Игрушки "благодарят" за помощь. Воспитатель хвалит детей: "Молодцы! Всем мамам помогли найти своих деток (детенышей)!"

Примечание.

В дальнейшем дети могут сравнивать животных по величине, самостоятельно строить для них домики.

"Что купили Зине в магазине "

Задачи. Закреплять умение дифференцировать предметы в связи с их назначением, различать и выделять детали рассматриваемых предметов, называть их; упражнять в произношении звуков [ч], [ш], [з]; стимулировать речевую активность детей.

Материал. Кукла, игрушечная посуда (в том числе чайная).

Содержание игры

Создается игровая ситуация: кукла Зина хочет угостить других кукол чаем, но посуды мало.

Воспитатель. Надо купить посуду. Где ее можно купить? (В магазине.) Возьмем куклу Зину и поедем в магазин. Куда поедем? Кого возьмем с собой? (Ответы детей.) На чем поедем? Отгадайте:

По рельсам бежит,

Динь-динь! - звенит.

Что это? (Трамвай.) Поедем в магазин на трамвае. (Встают "паровозиком" и "едут" в "магазин". "Магазин" - стол, на котором расставлена кукольная посуда.) Вот мы и приехали! Как много разной посуды в магазине! Какая посуда нам нужна, чтобы напоить кукол чаем? (Чайная посуда.) Зина, правильно дети назвали посуду? (Кукла "подтверждает") Нужно купить чашки и блюдца. (Находят и рассматривают посуду.) Чашка какая? (Синяя.) Блюдце какое? (Синее)

Педагог поощряет ответы детей и предлагает спросить у куклы Зины, какие чашки и блюдца ей больше нравятся. Кукла "показывает". Дети складывают посуду в коробку. Педагог следит, чтобы чашек и блюдец хватило всем куклам, которые будут "пить чай".

Воспитатель. Что еще надо купить? (Предположения детей.) Правильно, ложки, чтобы размешивать сахар, который положили в чай. А из чего будем наливать чай? (Из чайника.) Покажите, где чайник. Чайник какой? Большой, красивый, синий. (Поддерживает и поощряет индивидуальные высказывания детей. Показывает сахарницу.) Что это? Это сахарница. (Дети повторяют.) Сахар насыпают в сахарницу. Вы любите пить чай с молоком? Молоко наливают в молочник (Показывает молочник) Молочник какого цвета? (Синего) Вот сколько посуды мы купили сегодня. Что мы купили Зине? (Чашки, блюдца, ложки, чайник, сахарницу, молочник) Какую посуду мы купили? (Чайную.) Для чего нужна чайная посуда? (Ответы детей.) Наши куклы будут рады!

Примечания:

  • посуда может быть разного цвета и в разном количестве - по числу кукол;
  • обязательно продолжить игру - устроить "чаепитие" для кукол, предоставить детям возможность проявить самостоятельность и инициативу.

Варианты игры:

  • покупка столовой посуды - для игры "Куклы обедают". При этом следует обращать внимание на цвет, размер и назначение предметов;
  • покупка мебели - для игры "Устроим кукле комнату".

Г. Груба Развиваем речь с раннего возраста

По программе «Кроха», ж. «Ребёнок в детском саду», № 2-3 2002 г.

Открытое интегрированное занятие «Домашние животные»

в ясельной группе

Цель: вызвать у детей положительные эмоции; обогащать впечатления; пробуждать интерес к игре, желание подражать голосам домашних животных; развивать слитные движения руки; восприятие цвета.

Материал: элементы костюма бабушки (платок, фартук); игрушки (бычок, курочка, котёнок), цв. карандаши (или фломастеры, или цв. восковые мелки), клубочки ниток, детские вязаные носочки и варежки, ½ альбомного листа.

Связь с др. видами деятельности: экология, развитие речи, музыка.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети в кружке рядом с воспитателем. Здороваются с гостями и садятся на стульчики. Провожу физминутку. «Наша семья», «Мы ладошки разотрём Силу пальчикам вернём», «Покиваем головой Неприятности долой!».

Затем воспитатель в костюме БАБУШКИ приглашает деток на бабушкин двор, знакомит с его обитателями (или спросить, кто находится на бабушкином дворе).

Бабушка (воспитатель) ласково зовёт: «Бычок, Боренька, отзовись! Как бычок отвечает

БАБУШКА (воспитатель) ласково зовёт: «Бычок, Борька, отзовись? Как бычок отвечает?

ДЕТИ: МУ-У-У (хор.и индив. Ответы детей). Прошу детей показать голосом, как отвечает бычок).

БАБУШКА (восп-ль): Наш бычок не спит

Он с утра мычит:

«Му-му, он не спит,

Му-му, он мычит».

Как бычок мычит?

ДЕТИ (вместе с восп-лем) МУ-МУ-МУ

БАБУШКА (грозит пальцем) : Он не спит!

ДЕТИ (вместе с восп-лем): МУ-МУ-МУ!

БАБУШКА (грозит пальцем): Он мычит! (игра повторяется 2-3 раза).

Звучит подвижная музыка «Вышла курочка гулять».

БАБУШКА: А ещё у меня есть котёнок КУЗЯ. Он очень любит играть с бабушкиными клубками ниток. Сядет бабушка вязать носочки или варежки своим внучатам –котёнок Кузя уже тут как тут. Начинает прыгать, трогать клубок лапками, а клубок и разматывается. Давайте поможем БАБУШКЕ собрать клубочки. П/игра: «Собери клубочки».

А сейчас давайте нарисуем ещё больше клубочков для БАБУШКИ, чтобы она навязала много-много носочков и варежек.

ДЕТИ проходят и садятся за столы. На столах лежат карандаши (или фломастеры) разного цвета (синие, красные, жёлтые, зелёные) и ½ альбомного листа белого цвета.

БАБУШКА (воспит-ль) показывает детям, как нужно

«наматывать клубок».

(Взять пальцами карандаш (фломастер) и делать круговые движения на листе)

Воспитатель подходит к каждому ребёнку и держа его за руку, рисует вместе с ним (другие «клубочки» ребёнок рисует самостоятельно).

ИТОГ. Посмотрите, сколько много клубочков вы нарисовали для бабушки. Спасибо вам большое, детки! Я хочу угостить вас конфетками!

Цель занятия: Развитие мелкой и общей моторики

Задачи:

1. Развитие тактильного восприятия и ощущения, чувства ритма, внимания, активизация речи.

2. Активизация познавательной деятельности.

3. Побуждение подражать взрослому, производить действия в соответствии с текстом. Расширять опыт познавательного общения со взрослым.

4. Воспитание уверенности в себе, своих возможностях. Воспитание эмоциональной отзывчивости, заботливого отношения к окружающим.

5. Формирование процесса социальной адаптации детей.

Материалы : солнышко, кукла Катя, поднос, погремушки по количеству детей, пластилин, доски для лепки по количеству детей, поднос с крупными бусинами разных цветов, шнурки для нанизывания бусин.

Ход занятия.

Дети свободно стоят вокруг воспитателя.

Воспитатель : Придумано кем-то просто и мудро – при встрече здороваться – Доброе утро! Ребята, поздороваемся друг с другом!

Игра «Доброе утро!»

Посмотрите, и солнышко уже проснулось! Здравствуй, Солнышко!

Солнышко проснулось, и детки проснулись, сладко потянулись.

Упражнение «Потягушки-потягушечки на деткины растушечки».

Воспитатель: Ну-ка покажем, какими большими вы выросли /поднимаются на носочки/. А теперь покажите, какими маленькими были /приседают/.

Стук в дверь.

Воспитатель: Слышите? Кто-то к нам спешит! /вносит куклу/ Кто ты? Как тебя зовут?

Кукла: Здравствуйте, я кукла Катя.

Воспитатель : Куколка-красавица всем ребятам нравится.

Кукла синеглазая, с длинными ресницами,

Алыми губами – полюбуйтесь сами!

/рассматривают куклу/

Воспитатель: Надо бы угостить куклу Катю. Чем её угостить? /ответы/ Испечём, ребятки пирожки? А с чем вы любите пироги? /ответы/

А я знаю, что Катя любит пироги с капустой. Вы поможете мне испечь пироги с капустой. А Катя посмотрит, какие мы с вами умелые. Для начала нужно приготовить капусту для начинки.

Упражнение «Капустка»

Мы капустку рубим – рубим,

Мы капустку солим – солим,

Мы капустку трём – трём,

Мы капустку жмём – жмём.

Вот, капуста для пирогов готова. А сейчас начнём лепить пирожки с капустой.

Лепка «Пирожок»

Воспитатель сопровождает движение словами

Лепим, лепим пирожок, помогай ты мне дружок!

Воспитатель : Катя, посмотри, какие получились наши пирожки ровненькие, гладенькие, кругленькие. А теперь положим наши пирожки на протвень и поставим в печь. Пусть пекутся наши пирожки, а мы повеселим Катю, поиграем с ней.

Игра «Погремушечка, играй»

Динь – дон, всюду слышен перезвон!(дети идут по кругу, гремя погремушками)

Погремушечка играет, всех ребяток забавляет

Динь, динь, высоко (стоят на месте, высоко поднимают погремушку гремят ими)

Будет слышно далеко.

Погремушечка играет, наших деток забавляет.

Погремушка, не звени, (дети поворачивают корпус вправо-влево, стоят на месте)

Тише, тише, отдохни.

Погремушка, не играй, не играй и отдыхай

Нет, нет, не звенит, (дети прячут погремушку за спиной и кружатся на месте)

Где-то спряталась, молчит.

Погремушка, не шути,

Где же нам тебя найти?

Воспитатель: Ой беда, беда! Были бусы у Кати, а пока мы играли, ниточка порвалась и бусинки, словно горошки, рассыпались по дорожке. Катя, ты не расстраивайся, наши ребятки смогут тебе помочь, соберут твои бусы. Ребята, поможем Кате (ответы). Ребята вы будете собирать бусины и нанизывать их на шнурок.

УДК 373.23
Б Б К 74.102
К26 Н. А. Карпухина
Конспекты занятий в ясельной группе детского сада. Прак- тическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж:
ИП Лакоценин С. С., 2010 - 208 с.
ISBN 978-5-98225-086-5
Предлагаемые конспекты занятий рекомендованы к использованию
для работы по программам «Воспитание и обучение детей в детском саду»
(Васильева М. А., новая редакция), «Детство» (РГПУ им. Герцена), «Развитие
(авторский коллектив под руководством Венгера Л. А.) и др.
Книга рекомендована для использования методистами и воспитате-
лями детского сада, родителями и гувернерами.
ISBN 978-5-98225-086-5 Г ^ ^ л о "
Б Б К 74.102
Другие публикации настоящего издания в любой форме,
в целом или частями, являются противоправными
и преследуются по закону
© Карпухина Н. А., автор, 2010
© ИП Лакоценин С. С., издатель, 2010
Подписано в печать 25.08.10. Бумага газетная. Формат 60x84 1/16. Печать оф-
сетная. Объем 13 п. л. Тираж 5 000 экз. Заказ № 3745.
Главный редактор С. С. Лакоценин. Ответственный редактор Ю. А. Крапивин.
Корректор А. Н. Талтынова. Верстка А. Найденов
ИП Лакоценин С. С.: г. Воронеж, ул. Южно-Моравская, 156
Отпечатано в ОАО ордена «Знак Почета» «Смоленская областная типография
им В. И. Смирнова». 214000, г. Смоленск, проспект им. Ю. Гагарина, 2.

Предисловие 3
Предисловие
Новорожденный - загадка. Никто
не знает, что из него получится. Он может
стать гением и обогатить мир, если для
него будут созданы благоприятные усло-
вия. Но все многообещающие задатки
останутся втуне, если родители, воспита-
тели, врачи не помогут раскрыть их.
Ищите в ребенка друга, научитесь
его интересы ставить превыше всего.
Ведь в конечном счете все самое лучшее
в жизни делается для ребенка.
Профессор М.Коршунов
На протяжении 2-го года жизни в организме ребенка проис- ходят значительные изменения, как в физическом, так и в нервно- психическом развитии. .
Наиболее характерной особенностью поведения ребенка этого возраста является высокая двигательная активность, эмоциональ- ность, большой интерес к окружающему, большая потребность в частом общении со взрослыми и высокая обучаемость.
Как будет развиваться ребенок, когда он станет старше, какими будут его отношения с окружающими людьми, во многом зависит от того, придется ли взрослым развивать и продолжать то, что уже воспитано у малыша, или возникает необходимость перевоспитывать и изменять нежелательные формы поведения.
Ранний возраст - это в буквальном смысле начало. Ребенок только входит в мир отношений , он не опытен и очень доверчив.
Наша задача - помочь ему сохранить эту доверчивость, полюбить тех, кто неустанно заботится о нем, создать бодрое, жизнерадостное настроение - все это необходимо для всестороннего и гармонич- ного развития в последующие годы. В возрасте до 2 лет решающее значение для правильного, всестороннего развития ребенка имеет состояние его здоровья.
Здоровый ребенок, если его правильно воспитывают, эмоци- онален, ест с аппетитом, деятелен. Для этого необходимо создать у ребенка, как говорил А.С.Макаренко, «привычку к определенному часу», т.е. правильно организовать режим дня - игровая деятель- ность, сон, питание, прогулка, целевые занятия должны сменять друг друга в наиболее целесообразной последовательности.

Предисловие 4
Режим дня организует поведение детей, создает у малышей ощущение благополучия, вносит ритм в работу нервной системы.
При его выполнении вырабатываются условные рефлексы на время.
Благодаря этому организм как бы заранее подготавливается к той или иной деятельности. Правильное проведение режимных процессов является необходимым условием не только полноценного физичес- кого развития детей, но и их жизнерадостного настроения, хорошего аппетита, спокойного и глубокого сна.
При проведении режимных процессов необходимо соблюдать принцип последовательности и постепенности.
Принцип последовательности заключается в том, что взрос- лые должны прививать с раннего детства детям навык выполнения тех или иных действий в определенном порядке. Например, перед сном необходимо собрать все игрушки, перед едой - обязательно помыть руки и т.д.
Принцип постепенности заключается в постепенном привле- чении детей малыми группами к выполнению того или иного режим- ного процесса, чем младше ребенок, тем меньше группа. Это объ- ясняется физиологическими особенностями детей 2-го года жизни: они не умеют ждать долго, начинают капризничать , если появляется скученность, быстро устают от монотонности действий.
При осуществлении принципов последовательности и посте-
пенности необходимо соблюдать определенные правила:
1. Каждый из режимных процессов должен проходить только
на фоне игры.
2. При проведении режимных процессов необходимо исполь- зовать индивидуально-личностную модель воспитания.
3. Осуществление принципов последовательности и постепен-
ности предусматривает единство требований со стороны взрослых как в дошкольном учреждении, так и дома.
Методика проведения режимных процессов предполагает ис- пользование обязательных приемов:
1. Создание у детей предварительной установки на данный
процесс.
2. Осуществление того или иного режимного процесса должно
протекать без суеты, не причиняя малышам неприятных ощущений.
3. При проведении любого режимного процесса у ребенка следу-
ет формировать уверенность в том, что все получится, он сумеет
т.толшти. действие до конца, если будет стараться.

Виды занятий
Количество
1.
Расширение ориентировки в окружающем мире и развитие речи
3 2. Развитие речи
2 3. Занятия с дидактическим материалом
2 4. Занятия со строительным материалом
1 5. Музыкальное занятие
2
Итого
10
Длительность занятий - 10-15 мин., с подгруппой детей из 8-12 человек.
По всем видам деятельности представлены примерные перс- пективные планы и конспекты занятий на год.
Предисловие 5
4. Взрослый обязательно должен радоваться успеху малышей и
чаще хвалить их за любые новые достижения.
В целях планомерного воздействия на всестороннее развитие детей в данном возрасте проводятся специальные занятия, на кото- рых малышей приучают слушать, следить за тем, что делает и что показывает взрослый, побуждают подражать его словам и действиям , выполнять задания воспитателя.
Вашему вниманию предлагается перечень основных занятий с детьми второго года жизни по Программе воспитания, обучения и
развития в детском саду под новой редакцией В.М.Васильевой.

,10 Ребенок и окружающий мир
Ребенок и окружающий мир

для детей 2-го года жизни
Сентябрь
1. «В гости к детям» явления общественной жизни:
семья, культура поведения
2. «Ладушки, ладушки» неживая природа: свойства песка
3. «Падают листочки» живая природа:
растительный мир
4. «Наши игрушки» предметный мир:
игрушки - цвет, форма
Октябрь
5. «Дорожка к зайкиной явления общественной жизни: избушке» город
6. «Петушок-петушок» неживая природа: солнышко
7. «Чудесный мешочек» живая природа: овощи-фрукты
8. «Кто с нами рядом живет? » предметный мир:
назначение предметов
Ноябрь
9. «Кто в домике живет? » явления общественной жизни:
семья
10. «Кочки-кочки, гладкая неживая природа: почва
дорожка»
11. «В лес к друзьям!» живая природа: дикие животные
12. «Комната для Кати» предметный мир:
мебель - название, цвет
Декабрь
13. «По дорожке в зимний лес» явления общественной жизни:
город.
14. «Кукла Катя гуляет» неживая природа:
времена года - зима
15. «Наши верные друзья» живая природа: зимовье зверей
16. «Игрушки по местам» предметный мир:
назначение предметов

Перспективное планирование на год 7
Январь
17. «Как мы дружно играем» явления общественной жизни:
семья
18. «Летят снежинки» неживая природа: свойства снега
19. «Маленькая елочка» живая природа:
вечнозеленая елочка
20. «Маша-растеряша» предметный мир: одежда
Февраль
21. «Мишка-капризулька» явления общественной жизни:
культура поведения
22. «Куколке холодно!» неживая природа: приметы зимы
23. «Медвежонок на горке» живая природа:
растения, животные
24. «На чем поедешь?» предметный мир: транспорт
Март
25. «Что подарим Тане? » явления общественной жизни:
семья
26. «Оденем Катю на прогулку» неживая природа:
времена года - весна
27. «Где моя мама?» живая природа:
животные и их детеныши
28. «Покормим Катю» предметный блок: посуда
Апрель
29. «Мы мамины помощники» явления общественной жизни:
семья
30. «Выходи, дружок, живая природа: растения
на зелененький лужок»
31. «Желтые, пушистые» живая природа: домашние птицы
32. «Игрушки для Миши предметный мир: игрушки
и Мишутки»
Май
В мае можно проводить занятия на закрепление знаний детей об окружающем их мире, отрабатывая навык наблюдательности, ис- следовательской деятельности, любознательности.

,10 Ребенок и окружающий мир
Ребенок и окружающий мир
Цикл занятий
Сентябрь
Занятие № 1
В гости к детям
Программное содержание: Познакомить детей с элементарной этикой приветствия, развивать коммуникативные способности по отношению к взрослым и сверстникам, воспитывать навык куль- турного общения.
Материал: ширма; кукла, мишка, зайка, собачка - игрушки.
Ход занятия
Воспитатель обращает внимание детей на погоду за окном: па- дают листочки, дети идут в детский сад. Раздается стук в дверь, из-за ширмы появляется кукла Таня и ведет диалог с воспитателем:
- Я кукла Таня. Я пришла к деткам. Я хочу с ними поздороваться
(здоровается с детьми и дарит зеленые листочки).
Воспитатель привлекает к приветствию всех детей.
Далее раздается еще стук и поочередно из-за ширмы появля- ются другие игрушки: мишка, зайка, собачка. Они не знают, куда попали, и не знают, как здороваться.
Воспитатель объясняет игрушкам, куда они попали и предлагает детям научить зверят здороваться. Звери благодарят детей и дарят им листочки: красные, желтые.
В конце занятия воспитатель обращает внимание на то, что к ним пришло много гостей, называет их: кукла Таня, мишка, зайка, собачка. Рассматривают все вместе листочки и говорят: «Пришла осень. Листочки падают. Листочки разные - желтые и красные.»
Занятие № 2
Ладушки, ладушки
Программное содержание: Познакомить детей со свойствами песка, развивать внимательность и моторику пальцев, воспитывать аккуратность и взаимопомощь в процессе игры.

Сентябрь 9
Материал: формочки для песка , емкость с водой, песок, дощеч- ки, кукла Таня.
Ход занятия
Воспитатель обращает внимание детей на то, что скоро в гости придет кукла Таня, ее надо угостить пирожками и предлагает при- готовить пирожки.
Дети сидят полукругом на стульчиках, воспитатель берет песок и формочки для песка и пытается сделать пирожок, но пирожок не получается, песок рассыпается. Берет воду, поливает песок, дети рассматривают мокрый песок и возможные варианты приготовления пирожков из разных формочек.
Воспитатель объясняет, почему получаются пирожки. Далее предлагает детям самим сделать пирожок с помощью форм из пе- сочного набора.
Ой, ладушки, ладушки,
Испечем оладушки,
Мы Танюшу пригласим,
Пирожками угостим.
Заходит кукла Таня, рассматривает приготовленные пирожки, благодарит детей.
Занятие № 3
Падают листочки
Программное содержание: Познакомить детей с цветовой гаммой осенних листьев, сравнивать листья по величине: большой, маленький, воспитывать любовь к природе, развивать познаватель- ный интерес.
Материал: осенние листья: зеленые, желтые, красные - боль- шие и маленькие.

Ход занятия
Воспитатель предлагает подойти к ковру, на котором стоит корзиночка с листьями разного цвета и величины. Дети рассмат- ривают с воспитателем цветные листочки: красные, желтые и зеленые.

,10 Ребенок и окружающий мир
Затем проводится подвижная игра «Падают листочки» - под музыку дети с листочками кружатся, по сигналу воспитателя при- седают с листочками.
Воспитатель задает вопросы детям:
- Какой у тебя листочек, желтый? (желтый листочек)
- А у тебя какой листочек, красный? (красный)
В конце занятия дети выкладывают осенний узор на ковре
- большой и маленький листочек и еще раз любуются и рассмат- ривают листики.
Занятие № 4
Наши игрушки
Программное содержание: Помогать находить игрушки , выделять их по величине, называть, развивать ориентировку в пространстве, воспитывать формы бережного обращения с иг- рушками.
Материал: набор игрушек: мишка - большой и маленький, зайка - большой и маленький.
Ход занятия
Воспитатель обращает внимание детей на звуки приближаю- щейся машины, въезжает большая машина с большим медведем.
Воспитатель говорит:
- Посмотрите, кто к нам приехал? (мишка)
- Какой большой мишка, он хочет поиграть с маленьким ми- шуткой, давайте поможем ему его найти.
Вместе с детьми находят мишутку в групповой комнате. Про- водится подвижная игра «Найди мишку». Аналогично проводится работа с большим и маленьким зайками. Дети находят маленького зайку.
В конце занятия проводится игра подвижного характера, где воспитатель надевает на двух детей шапочки «мишки» и «зайчика», все дети под бубен пляшут и прыгают, по сигналу начинают убегать, а «зайка» и «мишка» их догоняют. Роль «зайчика» или «мишутки» может выполнить воспитатель.

Сентябрь 11
Октябрь
Занятие № 5
Дорожка к зайкиной избушке
Программное содержание: Способствовать развитию зритель- ного восприятия движущегося предмета, координации движений, дать понятие и название «Дорожка к избушке». Воспитывать акку- ратность при выполнении задания.
Материал: кирпичики одного цвета, игрушка зайчик, елочки, деревья, домик из настольного театра.
Ход занятия
Воспитатель обращает внимание детей на лесную полянку с избушкой, дети рассматривают ее: «Как много елочек и деревьев, а вот избушка. Кто живет в этой избушке?» Появляется маленький зайчик и горько плачет, он не знает, как добраться до своей избуш- ки в лесу. Воспитатель предлагает детям помочь зайке построить из кирпичиков дорожку к избушке. Вместе с воспитателем дети выкла- дывают дорожку из кирпичиков по направлению к избушке. Затем педагог предлагает детям провести зайчика по дорожке к избушке , приговаривая: «топ-топ».
В конце занятия зайка благодарит детей и проводится под-
вижная игра «Заинька, попляши». Дети вместе с зайкой пляшут и прыгают под бубен.
Занятие № 6
Петушок-петушок
Программное содержание: Познакомить детей с временными понятиями: утро, развивать образное мышление. Воспитывать куль- турно-гигиенические навыки.
Материал: кукла Таня; кроватка, расческа, полотенце, мыло, тазик с водой, игрушка - петушок.
Ход занятия
Воспитатель и дети рассматривают кроватку и спящую куклу
Таню. Раздается голос петушка: «Ку-ка-ре-ку!» Воспитатель ведет диалог с петушком:
В

,10 Ребенок и окружающий мир
Петушок, петушок!
Золотой гребешок!
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь?
Кате спать не даешь?
Петушок отвечает:
Пора всем вставать
И Танечке, и Ванечке,
И всем ребяткам!
Воспитатель вместе с детьми поднимает куклу Таню, одевают ее, причесывают, умывают. Танечка говорит всем: «Доброе утро!»
В конце занятия дети играют с куклой Таней и петушком, а педагог напоминает, что петушок будит всех деток утром, все дети встают и говорят: «Доброе утро!» Петушок уходит и говорит всем детям: «До свидания».
Занятие № 7
Чудесный мешочек
Программное содержание: Закреплять знания детей в назы- вании фруктов: груша, яблоко, банан; узнавать их на картинке.
Воспитывать любовь к природе.
Материал: муляжи фруктов: груша, яблоко, банан; чудесный мешочек, кукла Таня, разрезные карточки с изображением фруктов
(2 части).
Ход занятия
Воспитатель и дети рассматривают природу осени через окно: падают листья, дует ветерок, дети одеты в куртки, пальто, шапки, бо- тинки. Раздается стук в дверь, заходит кукла Таня с чудесным мешоч- ком, где лежат фрукты. Дети здороваются с куклой, и начинается игра
«Угадай, что это?» Кукла Таня достает яблоко и спрашивает детей: «Что это? » Если дети затрудняются назвать, воспитатель им помогает.
- Яблоко.
- Яблоко красное? (красное)
- А это что? (груша)

Сентябрь 13
- Груша зеленая? (зеленая)
- А это что? (банан)
- Банан желтый? (желтый)
В конце занятия проводится дидактическая игра «Собери кар-
тинку». Дети сначала по образцу воспитателя собирают картинку , затем самостоятельно.
Занятие № 8
Кто с нами рядом живет?
Программное содержание: Сформировать у ребенка навык соотносить свои действия с простой (состоящей из одного задания) речевой инструкцией, не подкрепленной жестом или другими вспо- могательными средствами, дать представление о том, как двигается курочка, клюет зернышки. Воспитывать заботу о ближних, любовь к животным.

Профессиональный конкурс работников образования

ВСЕРОССИЙСКИЙ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРС

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

(2012/13 учебный год)

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

средняя общеобразовательная школа № 000.

Номинация конкурса: Организация праздников и мероприятий в

дошкольных учебных заведениях

Сценарий открытого занятия в ясельной группе:

ГБОУ СОШ № 000, Дошкольное отделение №3 г. Москва.

115563 г. Москва, Борисовский проезд, дом 40, корпус 3.

тел. (4, факс (4

«Путешествие в деревню к бабушке»

Цель: закрепить полученные детьми знания о домашних животных и их детёнышей.

Задачи:

развитие слухового внимания, произвольности, способности быстро реагировать на инструкцию;

обучение различению цветов, соотнесению их к предметам;

развитие общей моторики;

развитие памяти, речи и воображения;

развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с ритмом стиха.

Материалы:

Картина или игрушечная ферма, следы трех цветов и коробки соответствующего цвета,

Игрушка гуся и уточки, блоки Дьеныша трех цветов, обруч.

Ход занятия

Дети входят в зал.

Рассаживаются на стульчиках (полукругом).

Ребятки покажите ваши глазки – глазки видят?

Покажите ваши ушки-ушки слышат?

Покажите ручки - ручки хлопают?

покажите ножки-ножки топают?

Воспитатель: А давайте сегодня поедем в гости к бабушке в деревню.

Чу-чу-чу – далеко, я укачу. (звучит песня паровозика - на диске №12)

Но вот остановка, «Бабушкин дом» (показ картины, панно висит на стене). (В это время воспитатель переодевается в бабушку)

Бабушка: Здравствуйте, ребята, вы ко мне в гости приехали. Молодцы. Проходите, садитесь. (Дети рассаживаются на стульчики полукругом.) Посмотрите, у меня есть сундучок, а что в нем, мы сейчас посмотрим. Ой, да я же ключ от этого замка потеряла. Как же его открыть? А вы, знаете такую игру: «На двери висит замок» - давайте, поиграем, все скажем, может замок то и откроется

На двери висит замок

Кто его открыть бы смог

Постучали, покрутили

Потянули и открыли.

Бабушка : Я вам расскажу, какие животные живут у меня (достает игрушку). У меня живёт кошка, и у неё очень забавные детки, а зовут их (котята). Давайте вместе расскажем.

Бабушка: Смотрите, а кто это вас встречает? (Запись с голосом собаки, выходит игрушка собака). Правильно, это моя собака Жучка.

Вот собачка Жучка! Зубы острые,

Хвостик закорючка, Шерстка пестрая.

Бабушка: - А как зовут детенышей собаки (щенята)

А чем отличаются щенята от собаки? (щенята маленькие, собака большая) - Как лает собака большая? (Дети громко лают)

А как лают щенята? (дети тихо лают)

А где живёт собачка? В конуре.

А ещё у меня во дворе живут (показ иллюстраций):

    утка с утятами. Утка как крякает? лошадь с жеребёнком. Как лошадка скачет? свинья с поросятами. Свинья хрюкает. курица с цыплятами. Как курочка зовет своих деток? корова с телёнком. Как корова говорит?

Бабушка : Ой-ёй-ёй у меня случилась беда. Все детки моих животных разбежались. Помогите малышам найти своих мам.

Игра «Чья мама?»

Детям раздаются карточки с изображением малышей, которым ребенок должен подобрать маму.

Жеребёнок, поросёнок, котёнок, щенок, телёнок, цыплёнок, козлёнок.

Бабушка: Молодцы! Вы ж мои помощники, помогли детишкам найти своих мам.

А у вас дома есть семья ? (мама, папа, бабушка, дедушка). Дети у вас есть ваши помощники – друзья, это ваши пальчики. Давайте посчитаем на пальчиках, какая большая семья у нас получилась.

Этот пальчик бабушка

Этот пальчик дедушка

Этот пальчик папочка

Этот пальчик мамочка

Этот пальчик я, вот и вся моя семь

Бабушка : Ой! Посмотрите ребята, а чьи это тут следы? Давайте по ним походим.

На полу разложены различные отпечатки следов разной формы. Следы сделаны из картона, ткани, бумаги.

А куда ведут эти следы? Давайте пойдем по следам!

Дети идут по полосе препятствий. Звучит детская песенка - №6. (Большие ноги идут по дороге…)

Игра «Следы»

Бабушка : Топаем ножками по следам! Прыгаем на них! Приседаем! Стоим на одной ножке! Дети: «Я иду, иду, иду, Удержаться не могу. Стоп!»

Игра «Принеси такой же»

Воспитатель показывает ребенку след определенного цвета и просит принести такой же. Следы собираются в коробку.

Бабушка: Мы шли-шли и на пруд пришли. На пруду мама утка зовет своих утят: КРЯ-КРЯ-КРЯ. А мама гусыня зовет своих гусят: ГА-ГА-ГА, бегите гусятки сюда.

Бабушка: Показывает желтый шарик-это шарик, какого цвета? Желтый, мы его положим к уточке. А этот шарик, какого цвета? Белый, положим его к гусыне.

Воспитатель : Подходите ребята, бабушке поможем, разложим шарики: желтые - к уточке, белые - к гусю.

Бабушка : Ай да ребятки, ай да молодцы! Все умеют. А танцевать вы умеете?

Воспитатель: Умеем! Бабушка, давай потанцуем вместе с детками!

Звучит детская песенка: «Где же-где же наши ручки. №4» («У жирафа – пятна», «Автобус»).

Воспитатель : Ребята, а давайте нашу бабушку покатаем на карусели? Только не забудьте билетики. Принесите фигурки такого же цвета как карусель.

«Найди цвет» (вкладыши Дьеныша) по цвету карусели дети находят фигурки -. Можно ходить по кругу, держась за обруч одной рукой и декламируя стихотворение.

Затем, звучит детская песня «Карусели»

Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели,

А потом, потом, потом

Всё бегом, бегом, бегом!

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите!

Раз-два, раз-два

Вот и кончилась игра!

(Один из вариантов: все встают в круг и держатся за руки. Идут по кругу, постепенно переходя на бег, затем снова замедляют ход до шага и в конце все дружно приседают.)

Бабушка : Вот спасибо ребята! Вот порадовали вы бабушку-старушку! Давно я так не веселилась!

Ой, ребята, да только мне пора, да и Вас игрушки заждались. А на дорожку я Вам приготовила гостинец: корзинку с яблочками наливными. Собирайтесь в детский сад и ко мне в гости приезжайте.

Дети на поезде поехали в детский сад.

Чу-чу-чу – далеко, я укачу. (Звучит песня паровозика - на диске)