Мои взгляды на воспитание детей. Разные взгляды родителей на воспитание Круглый стол для родителей

Мои взгляды на воспитание детей. Разные взгляды родителей на воспитание Круглый стол для родителей

История вопроса о влиянии семьи на воспитание ребенка уходит своими корнями в глубокую древность. Не считая педагогов, он волновал умы многих выдающихся людей разных эпох и народов. Семейному воспитанию уделяли в своих трудах внимание Тацит, Петроний, Вергилий, Конфуций, Кант, Гегель, Екатерина Великая, Жан Жак Руссо Список поистине неисчерпаем. Ни один известный мыслитель, политик, государственный деятель не обошёл эту тему своим вниманием.

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Семейное воспитание неразрывно связано с жизнью общества, государства, и является основой личности, которую передают родители в будущем в руки учителя. Поэтому, для нас, будущих преподавателей является важным уловить те моменты, те особенности воспитания, которые раскроют современные взгляды родителей на воспитание детей. Это явилось основой нашего исследования, которое организовано в период педагогической практики в апреле 2009 года, на базе школы №1 г. Сибай, Республики Башкортостан.

Методом анкетирования был проведен опрос 122 респондентов. Участники опроса были разбиты на две группы.

Первая группа. В ее состав вошли 61 родитель, имеющий детей в возрасте от 6 до 18 лет. Социально-демографические характеристики группы таковы: мужчины - 15 участников; женщины - 46; возраст - от 22 до 45 лет. Количество детей в семьях варьируется от 1 до 4; три четверти исследуемых имеют одного ребенка. 44 % группы - полные семьи, 7 % живут в гражданском браке, 50% - разведенные супруги. В 4 % неполных семей воспитывающим родителем является отец. 45 % участников - люди с высшим или незаконченным высшим, 55% - средним и средне-специальным образованием. Материальное положение большинства характеризуется как среднее.

Вторая группа. В нее вошли 61 учащийся, воспитывающийся в семьях респондентов. Из них 30 мальчиков и 31 девочка. Возраст участников 9-10 лет.

Среди вопросов воспитания волнующим для нас оказалось мнения первой группы респондентов. Так, на вопрос, что в большей степени оказывает влияние на воспитание детей сегодня, большинство родителей отвечали:

Семья (50%);

Школа (41,7%);

СМИ, друзья (16,7 %);

Абсолютно все (2%);

Ничего на него не влияет (2%).

Следует отметить, что основными принципами воспитания в семье родители называют:

Уважение старших и взаимодоверие (18,5%);

Любовь, равноправие и дружба в семье (12,5 %);

Взаимопонимание и взаимоудовлетворение (10,4 %).

Очень важно для нас было узнать, что 16. 8% родителей к числу основных принципов воспитания относят принципы: «кнута и пряника», «доверяй, но проверяй», «сам натворил, сам разбирайся», строгость и наказание. Это обстоятельство обостряет проблему компетентности родителей в сфере семейного воспитания.

Заслуживают внимания ответы родителей на вопрос: «Чем в первую очередь родитель должен обеспечить своего ребенка?». Большинство семей (33,3 %) отметили любовь родителей; 20,8 % испытуемых назвали внимание, родительскую заботу; есть те, которые стремятся обеспечить своих детей материальными благами (16,7%); 10,4% родителей дают детям то, что могут; некоторые (8,3%) главную роль отводят питанию, одежде, образованию; 4, 25 % семей в первую очередь обеспечивают чувством комфорта и защитой. Наряду с этим, есть семьи (6,25%), которые затруднились ответить на данный вопрос, что тоже дает повод задуматься.

Интересные результаты показал анализ ответов родителей и их детей на один и тот же вопрос. Так, например, на вопрос: «Сколько времени в день вы проводите вместе с детьми?», мы получили следующие ответы:

54,1 % родителей - 3-4 часа в день;

22,9 % родителей - 5 часов и более;

16,6 % семей - 1-2 часа;

2,1 % родителей - когда как;

2,1 % родителей - нет времени.

К сожалению, ответы детей не дают положительного сравнения:

87,6 % детей ответили - 30 минут;

12,5 % школьников указали 1-2 часа.

На вопрос, где чаще всего родители проводят свободное время с детьми, ответы совпали только в двух случаях - 25% детей отметили посещение бабушек и родственников, более 6% учащихся проводят с родителями на природе.

Это говорит о том, что родитель не может объективно оценивать свое участие в жизни детей.

Очень обрадовал тот факт, что мнения детей и родителей одинаковы в вопросе, что для ребенка самое главное - семья: мама, папа и он сам.

Таким образом, подводя итоги можно сказать, что сегодня практически утрачено традиционное понимание семейного воспитания как жертвенной родительской любви, труда и усилий, направленных на установление духовной общности с детьми.

Прервалась преемственность педагогической традиции в семье. Анализируя принципы воспитания родителей, мы наблюдаем педагогическую неграмотность родителей в вопросах воспитания. Свободное время не обеспечивает в полной мере формирование культурных потребностей у ребенка, ценностей семейного образа жизни.

В современных условиях, немаловажная роль должна отводиться формированию психолого - педагогической компетентности родителей. Миссия школы состоит не только в систематизированной передаче знаний, умений и навыков, сколько в целостном формировании личности путем тесного сотрудничества с семьями.

Результаты исследования дают повод задуматься над другими аспектами изучения нашей темы, такими как: психолого – педагогическое просвещение родителей в сфере воспитания; влияние школы на семейное воспитание; приоритеты ребенка в семье.

Широкое включение в процесс воспитания сил общественности не отменяет и не заменяет ни семьи, ни школы. Семейное воспитание и в современных условиях сохраняет свои независимые преимущества. В дружных, счастливых семьях, строящихся на взаимном уважении и любви, на общности интересов, духовных и нравственных ценностей. Опыт таких семей имеет огромное значение, он тщательно изучается и пропагандируется.

В новых условиях претерпевает существенные изменения и роль школы. Она не может ограничивать свою деятельность только заботами о воспитании детей. Проявляя заботу о воспитании детей, она выступает в роли организующей, объединяющей силы, которая обеспечивает целенаправленность всего процесса воспитания в своих стенах, в семье, в окружающей ее микросреде, на предприятиях. Стать не просто географическим центром, а подлинным центром воспитания - в этом новое назначение современной школы. Это ее назначение вытекает из того, что она состоит из педагогов-профессионалов, подлинных знатоков сложного искусства воспитания человека, облеченных доверием государства.

Полезные навыки, помогающие вырастить полноценную и самодостаточную личность, уважающую своих родителей. Нам есть чему поучиться у этого мудрого народа.

Основные правила тибетского воспитания:

Самое важное - никаких унижений и телесных наказаний. Единственная причина, по которой бьют детей – они не могут дать сдачи.

Первый период: до 5 лет. С ребенком нужно обращаться «как с царем». Запрещать ничего нельзя, только отвлекать. Если он делает что-то опасное, то сделать испуганное лицо и издать испуганный возглас. Ребенок такой язык понимает прекрасно. В это время закладываются активность, любознательность, интерес к жизни. Ребенок еще не способен выстраивать длинные логические цепочки. Например, он разбил дорогую вазу. Он не понимает, что для покупки такой вазы нужно много работать, заработать денег. Наказание он воспримет как подавление с позиции силы. Вы научите его не бить вазы, а подчиняться тому, кто сильнее. Оно Вам надо?

Второй период: с 5 до 10. В это время с ребенком нужно обращаться «как с рабом». Ставить перед ним задачи и требовать их выполнения. Можно наказывать за невыполнение (но не физически). В это время активно развивается интеллект. Ребенок должен научиться прогнозировать реакцию людей на его поступки, вызывать положительное отношение к себе и избегать проявления отрицательного. В это время не бойтесь нагружать ребенка знаниями.

Третий период: с 10 до 15. Как с ним обращаться? Как с равным. Не на равных, а именно «как с равным», так как Вы все равно имеете больше опыта и знаний. Советуйтесь с ним по всем важным вопросам, предоставляйте и поощряйте самостоятельность. Свою волю навязывайте в «бархатных перчатках» в процессе обсуждения, подсказками, советами. Если Вам что-то не нравится, то акцентируйте его внимание на негативных последствиях, избегая прямых запретов. В это время формируется самостоятельность и независимость мышления.

Последний период: с 15 лет. Относитесь к нему с уважением. Воспитывать ребенка уже поздно, и Вам остается только пожинать плоды своих трудов.

Какие же последствия может вызвать несоблюдение этих правил?

  • Если подавлять ребенка до 5 лет, то Вы подавите его жизненную активность, интерес к жизни, интеллект. Приучите его бездумно и привычно подчиняться грубой силе. Сделаете из него легкую жертву для всякого рода негодяев.
  • Если Вы будете продолжать сюсюкать после 5, то ребенок вырастет инфантильным, неспособным к труду и вообще к духовным усилиям.
  • Если Вы будете опекать ребенка как маленького после 10, то он вырастет неуверенным, будет зависимым от более самостоятельных друзей, которые не всегда могут оказывать нужное влияние.
  • Если Вы не будете уважать ребенка после 15, то он Вам этого не простит и уйдет навсегда при первой возможности.

По статистике 1/3 часть споров между мужем и женой основаны на том, как правильно воспитывать ребёнка. Очень часто женщины прибегают к более либеральным методам воспитания, проявляя женскую заботу, чувственность, в то время как мужчины более консервативны, и придерживаются строгих правил. Двуликое воспитание, когда мама разрешает, а папа запрещает, ни к чему хорошему не приведёт. Результатом такого воспитания становится раздражительность ребенка, частые ссоры, в которых будут задействованы не только родители, но и малыш.

Почему возникают разные взгляды на воспитание

У каждого взрослого человека, если анализировать информацию на сайте для родителей , взгляды на воспитание детей формируются под воздействием нескольких факторов:

Личный опыт с детства;
влияние окружающих факторов: советы бабушек, тётушек, подруг;
финансовые возможности.

Если в детстве к маме (папе) применялись физические наказания, то скорей всего такие действия будут применяться и к собственным детям. Не последнюю роль играет и семейный бюджет. Когда один из членов семьи всегда был в достатке, а другой ценил каждую игрушку, то даже такие отличия могут вызвать противоречия. Редко, когда в семье царит идиллия, и мама, и папа видит будущее своего чада в одном русле. Чаще всего родители тянут канат то в одну, то в другую сторону. Особенно это заметно, когда ребёнок повзрослел и все понимает. В такой ситуации важно придерживаться нескольких правил, чтобы не навредить развитию малыша.

Во-первых: последовательность обеих родителей. Не стоит допускать, чтобы один родитель разрешал, а другой запрещал. Например: мама дала ребёнку конфету, а отец с угрюмым видом её забрал из рук малыша. Такими поступками вы ставите малыша в неловкое положение, заводите в тупик, и он может выбрать сторону того родителя, где ему все дозволено, и тога мама будет любимой, а папа – плохой.

Во-вторых: никогда не стоит спорить между собой о том, чьи методы воспитания лучшие в присутствии ребёнка. Дети очень быстро всё воспринимают, и когда между родителям разногласие, ссоры, это сильно отображается на психологическом состоянии ребёнка, который чувствует, что в семье нет уважения.

В-третьих: лучшее всегда заранее продумать алгоритм общих действий, и когда идет воспитательный процесс, придерживайтесь одного направления. Конечно, сложно уступить свою позицию в пользу другого, но выбор стоит делать, исходя из того, кто из родителей больше всего заинтересован в решении данного вопроса.

В-четвёртых: запасной план. Если так случилось, что в присутствии малыша между родителями возникла большая ссора, и чтобы её как можно раньше сгладить, необходимо всегда иметь запасной план примирения.

Ссоры могут быть на кухне, в спальне, но только не в детской комнате. Все ваши общие усилия должны быть направлены только на развитие ребенка.

Случается так, что у родителей расходятся взгляды по многим вопросам воспитания и ухода за ребенком. В итоге в жизни малыша много непоследовательных моментов и часто вспыхивают ссоры между папой и мамой.

Даже супруги, живущие душа в душу, с трудом находят общий язык в вопросах воспитания своего чада. И это часто порождает разногласия в семье, а страдает в первую очередь ребенок. Детям нужна последовательность. Когда родители дают разные установки, когда воспитательные методы противоречат друг другу, когда они относятся неуважительно к способам воспитания другого родителя - дети становятся незащищенными. Не превращайте своего ребенка в жертву и разрешите поскорее эту проблему. Попробуйте следующие подходы.

Обсудите спорные моменты заранее, прежде чем они появятся. Далее придерживайтесь плана разрешения конфликта.

Не ссорьтесь в присутствии вашего ребенка особенно по вопросам, которые касаются его напрямую. Это может смутить и расстроить малыша, вызвать чувство вины в нем.

Если разногласия вызывает вопрос здоровья ребенка, то на первое место ставьте его безопасность. Привлеките на помощь компетентного человека, например, старших или врача.

Старайтесь находить компромисс. Допустим, папа считает, что ребенок должен собирать игрушки, а мама считает, что он еще слишком мал для этого, примите следующее решение: пусть малыш убирает игрушки с помощью взрослых.

Распределите зону ответственности. Пусть каждый родитель занимается определенными вопросами воспитания, которые он считает важными. Например, папа прививает манеры поведения за столом, а мама отвечает за правильное питание.

Не ругайте друг друга, даже если это больше похоже на ворчание типа «Мама плохо тебя умывает» или «Папа не может тебя быстро одеть». Такие высказывания подорвут ваш родительский авторитет в глазах ребенка и приведут его к нежелательным выводам «Папа не уважает маму».

Некоторые проблемы не стоят того, чтобы из-за них поднимать шум. Иногда просто уступайте друг другу без лишних комментариев, это облегчит семейную жизнь и поможет в будущем менее агрессивно реагировать на подобные конфликты.

Будьте готовы учиться друг у друга. Иногда родитель, который проводит больше времени с ребенком, знает, что для него лучше, но бывает и так, что такой родитель теряет объективный взгляд. Будьте открыты друг другу.

Будьте последовательны. Постарайтесь, чтобы несмотря на ваши разногласия, правила для ребенка оставались логичными. Не меняйте правил поведения в зависимости от того, кто из родителей занимается ребенком на данный момент.

Помните, что все вопросы воспитания ребенка имеют больше, чем одно решение. И для вашего ребенка важно не то, как вы решаете ту или иную проблему, а то, как вы реагируете на замечания друг друга, проявляете уважение и идите на компромисс.

Похожие статьи:

Инсеминация: повышаем шансы на зачатие (13308 Просмотров)

Планируем беременность > Подготовка к зачатию

Казалось бы, слово «инсеминация» понятно и без разъяснения. Однако дело не только в значении слова, а в процедуре, на которую оно указывает. Итак, инсеминация – это введение обработанной предварительно спермы в...

Воспитание у дошкольников любви к природе (9092 Просмотров)

Дошколята > Воспитание ребенка

С каждым годом возрастает сила демографического пресса. Человечество вступило в период научно-технической революции, дошло до постиндустриальной стадии развития, открыло дорогу в космос. Никогда прежде для своего...

Особенности малышей, появившихся на свет раньше срока (5871 Просмотров)

Раннее детство > Воспитание ребенка

Как известно, норма по вынашиванию ребенка 9 месяцев, то есть 40 недель. Недоношенным же называют малыша, родившегося до окончания срока своего развития внутри материнского чрева, весом меньше 2500 г и длиной тела короче...