Конспект подготовка завтрака завтрак младшей группы. Режимный момент план-конспект занятия (младшая группа) на тему. Подготовка к ужину, ужин

Конспект подготовка завтрака завтрак младшей группы. Режимный момент план-конспект занятия (младшая группа) на тему. Подготовка к ужину, ужин

Тема режимного момента «Потягушечки»

Цель: Способствовать быстрому и комфортному пробуждению детей после сна.

1. Развивать эмоциональную отзывчивость, стремление общаться со сверстниками и взрослыми.

2. Ативизировать речь детей, побуждая повторять знакомые потешки вслед за воспитателем.

Методы и премы: сюрпризный момент (игровой), художественное слово (словесный).

Оборудование: игрушка - котенок, дорожка здоровья.

Литература: А. Пикулева «Потягушечки»

Ход режимного момента

Перед подъемом детей воспитатель раскладывает дорожку здоровья, усаживает на нее игрушку-котенка.

Воспитатель: Приветствует проснувшихся детей, читает потешку «Вот и проснулись…»

Вот и проснулись! Где были? В сказке!

Выспались щечки, выспались глазки,

Выспались ручки, выспались ножки…

Будут играть, бежать по дорожке.

Выспался носик, выспалась шейка…

Ай, потягунюшка, ты не болей-ка!

Выспались бровки, выспались ушки…

Ай, потягунюшки, ай, порастушки!

Во время чтения воспитатель активизирует внимание детей, направляет детей на поиск вариантов выполнения соответствующих тексту движений. Каждое движение выполняется 3-4 раза.

Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришел сегодня замечательный котенок. Посмотрите, вон он сидит на дорожке здоровья. Сидит и думает, что за дорожка такая, зачем она нужна, как же ходить по такой неудобной дорожке.

Дети: Рассказывают котенку зачем нужна дорожка здоровья и показывают как по ней ходить.

Отойди с дорожки кот, наша деточка идет!

По дорожке идет, никуда не упадет!

Топ-топ, топ-топ, топ-топ, топ-топ.

После того, как дети прошлись по дорожке здоровья, воспитатель приглашает их одеваться.

Конспект режимного момента II младшей группы

«Научим Хрюшу умываться»

Программное содержание:

Учить детей процессу умывания, обогащать словарь детей. Воспитывать у них вежливость, умение уступать друг другу.

Подготовительная работа.

Чтение детям потешки «Мойдодыр».

Ход режимного момента:

Дети сидят полукругом. Воспитатель показывает детям грязное полотенце и читает стихи.

Кто не моет руки с мылом,

От среды и до среды.

На лохматом полотенце

Отпечатаны следы.

Воспитатель. Ну-ка, дети покажите свои ладошки, я посмотрю на грязнулю, который испачкал полотенце. Нет, его здесь нет. Значит, кто-то к нам приходил, пойдемте его поищем. Вот он, это оказывается Хрюша. Хрюша испачкал наше полотенце.

А нашли ругать не будем

То, что было позабудем

Позабудем то, что было

А научим мыться с мылом.

Дети, сегодня мы научим Хрюшу мыться чисто, с мылом. Что нам для этого надо? (вода, мыло, полотенце). Где это все у нас находится? (в умывальной комнате). Воспитатель берет куклу Хрюшу и идет вместе с детьми в умывальную комнату.

Воспитатель. Куда мы привели Хрюшу? (в умывальную комнату)

Воспитатель. Зачем мы сюда пришли? (для умывания рук).

Хрюша: « А я сам умею умываться»

Воспитатель. Ну, умойся (Хрюша сильно открывает кран с водой).

Воспитатель. Дети, разве так открывают кран (нет.)

А почему брызги летят на пол, на детей? (ответы детей)

Правильно. Надо кран открывать так, чтобы вода текла маленькой струйкой.

Вот так. (Воспитатель показывает). Открой, Даня кран, чтобы вода текла маленькой струйкой. Что надо сделать сначала, прежде чем подойти к умывальнику? (Закатать рукава, чтобы не намочить платье, рубашку).

Воспитатель. Покажите, как надо закатывать рукава, помогайте друг другу.

Хрюша, ты тоже закатывай рукава. Рукава закатали, кран открыли, водичка течет маленькой струйкой. Теперь покажем Хрюше, как надо мыть руки. Вот так. Круговыми движениями. Одна ладошка гладит другую (дети показывают). Но сначала надо смочить руки водой и намылить их мылом.

Понял Хрюша? Тогда мойся, а вы дети, смотрите, правильно ли он все делает. Что сейчас делает Хрюша (мылит руки мылом). Теперь, что надо ему делать? (смыть мыло водой). Хрюша смыл мыло. Что ему делать дальше? (отжать капельки воды и вытираться полотенцем сухо-сухо), отжал Хрюша, капельки. Иди бери полотенце, расправь и вытирай сухо-сухо, каждый пальчик одной ладошки, затем другой. Вот так, повесь полотенце на место, закрой кран. Дети, каким теперь стал Хрюша? (чистым).

Воспитатель. Дети, теперь у Хрюши полотенце всегда будет чистым.

Правда, Хрюша? Давайте и мы помоем руки с мылом, а сделаем все по порядку. Расскажи Вика. (Закатываем рукава, открываем кран, чтобы вода текла маленькой струйкой, смачиваем руки водой, берем мыло, намыливаем руки мылом, до « белых перчаток», моем ладошка-ладошку круговыми движениями, смываем мыло, берем полотенце, расправляем его, вытираем руки сухо-сухо, вешаем полотенце на место, закрываем кран).

Воспитатель. Молодцы. Дети, теперь у всех руки чистые. Пройдемте в группу и сядем на свои места.

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам,

А нечистым трубочистам

Стыд и срам

Стыд и срам!

Воспитатель. Что мы сегодня с Вами делали? (Учили Хрюшу правильно умываться).

Воспитатель. Верно. Все помогали Хрюше, сами чисто вымыли руки.

Дорогие мои дети,

Я пишу Вам письмецо.

Я прошу Вас, мойте чаще

Ваши руки и лицо.

Все равно какой водой

Кипяченной, ключевой

Из реки, иль из колодца,

Или просто дождевой!

Нужно мыться непременно

Утром, вечером и днем,

Перед каждою едой

После сна и перед сном!

Конспект режимного момента "Подготовка к прогулке" с использованием художественного слова

Программное содержание:

1.Обеспечить своевременный сбор на прогулку всех детей.

2.Формировать правильную последовательность при одевании, навыки самостоятельного одевания.

3.Побуждать детей к действиям путем использования народного творчества (потешек).

4.Развивать и активизировать словарный запас (закреплять название предметов одежды, действий).

5.Закреплять цвет одежды.

Дидактический материал: кукла Маша в шубке, шапке, валенках.

Предварительная работа: дидактическая игра «Оденем куклу Машу на прогулку», чтение потешек.

Ход режимного момента.

Воспитатель вносит в группу куклу Машу одетую в верхнюю одежду и обращается к детям:

Дети, посмотрите кто к нам пришел. Это кукла Маша.

Наша Маша маленька,

На ней шубка аленька,

Опушка бобровая,

Маша чернобровая.

Маша собралась на прогулку, а на улице холодно и поэтому она оделась так тепло.

Давайте, мы с вами тоже сейчас оденемся и пойдем на улицу играть.

Раз, два, три, четыре, пять

Собираемся гулять.

(Воспитатель вместе с детьми проходят в раздевалку).

Куклу Машу я посажу вот сюда, она будет смотреть как ребятки одеваются. А вы снимите сандалики, уберите их в шкафчик.

Если хочешь прогуляться,

Нужно быстро одеваться,

Дверцу шкафа открывай,

По порядку одевай.

Первыми одеваем носочки.

Собери носок в гармошку,

И надень его на ножку.

Ты другой носок возьми

Точно так же натяни.

Одели носочки?

Одеваем все штанишки.

А теперь скорей вставай

И штанишки одевай.

У всех ребяток теплые штанишки. В таких штанишках ребятки не замерзнут на улице. Настя, какого цвета у тебя штанишки?(Красного). Правильно. А у тебя,Тимур?(Синего). А у тебя, Аделиночка? (Синего). Молодцы. Все штанишки одели, а теперь что нам надо одеть, Настя?

Кофточки.

Правильно. У кого кофточки, а у кого свитерочки. А кукла Маша смотрит на вас,ребятки. Вот, Маша, как ребятки стараются,сами одеваются.

Посмотри, на улице

Стало холодать.

Пришло время кофточку

Деткам одевать.

Кофточки, свитерочки одели.

Тушки-тутушки

Где твои ушки?

Ушки в шапке,

Не достанут лапки

(Дети одевают шапки).

Чтобы ушки не болели

Быстро шапочку одели.

А потом и куртку

Для длительной прогулки.

Ну вот, и наши курточки. Ребятки еще не могут молнии на курточках застегивать, поэтому мы им поможем. И шарфики завяжем.

(Воспитатель с няней помогают детям).

Раз,два,три,четыре,пять

Собираемся гулять.

Завязала Настеньке

Шарфик полосатенький.

Наденем на ножки

Валенки-сапожки.

И пойдем скорей гулять,

Прыгать, бегать и скакать.

Наденем на ножки

Валенки-сапожки.

Хороши сапожки

Не замерзнут ножки.

Осталось одеть ребяткам варежки.

Чтоб не мерзнуть

Пять ребят

В печке вязаной сидят.

Это про варежки. Варежки одели, все вместе выходим на улицу.

Конспект проведения режимных процессов в 1 половине дня в группе «Малыши» (утренний прием, умывание, кормление, подготовка к прогулке (одевание), возвращение с прогулки (раздевание), подготовка ко сну и укладывание спать).

Утренний прием

Цель: создать бодрое эмоциональное состояние на весь день, обеспечить спокойное расставание детей с родителями.

Проведение:

За 10-15 минут прихожу в группу, проветриваю помещение, готовлю игрушки.

Доброжелательно встречаю каждого ребенка, с улыбкой здороваюсь с ним и родителями. Спрашиваю родителей: «Как спал ребенок?», «Как его самочувствие?», «С каким настроением шел в садик?» или задаю вопрос самому ребенку: «Ну, как дела? Будешь сегодня с нами играть?»

Затем завожу ребенка в группу и предлагаю ему занятие (куклы, машинки, кубики, мозаику). Во время приема, если ребенок не хочет расставаться с родителями, использую музыкальные и заводные игрушки («Смотри, куда пошла наша игрушка, а пошли за ней»).

Умывание

Цель: учить детей плавно подставлять руки под струю воды, растирать руки, пользоваться мылом, находить свое полотенце, самостоятельно вытирать руки, приучать не бояться воды.

Проведение:

В то время, когда няня расставляет завтрак на столы, я подзываю к себе 2-3 детей, которые медленно едят и говорю: «Ребята, хотите, чтобы ваши ручки были чистыми? Давайте их помоем».

Веду детей в умывальник и говорю: «Закатываем рукава, чтобы не намочить их, а теперь открываем кран с теплой водичкой. Слежу (если надо помогаю), чтобы дети открыли кран. Когда во всех кранах потекла вода, использую художественное слово:

Льется чистая водица

Мы умеем с вами мыться

Ставим под воду ручки лодочкой (показываю детям). А теперь возьмите мыло и намыливайте ручки круговыми движениями.

Мыли мылом ушки,

Мыли мылом ручки,

Вот такие ладушки

Ладушки – ладошки.

Снова подставляем ручки под воду и хорошо смываем мыло. Стряхиваем оставшуюся водичку в раковину и закрываем кран. Теперь каждый подходит к полотенцу и насухо вытирает ручки со всех сторон, полотенце обратно вешаем на свои места. Вот и стали чистыми наши руки!

Кормление

Цель: Обеспечить рациональное питание всех детей, учить их правильно есть, воспитывать культурно-гигиенические навыки еды (самостоятельно и аккуратно кушать, пользоваться салфеткой, не крошить хлеб, задвигать стул, благодарить после еды, полоскать рот), воспитывать благоприятное отношение к приему пищи.

Проведение:

- «Дети, все, кто помыл ручки, садитесь за столы. Сядьте ровно, ножки поставьте прямо, локти на стол не кладем.

Все ровненько сидят,

Ножки вместе стоят,

Глазки в тарелку глядят,

Локти убраны со стола,

Тихо кушает детвора.

Дети! Пришел сегодня в гости

Не доктор Айболит

Пришел сегодня в гости-

Хороший Аппетит!

Всем приятного аппетита!»

Во время еды слежу, чтобы дети правильно держали ложку, ровно сидели, кушали молча.

Рассказываю, как полезно, когда дети кушают: они быстро растут, никогда не болеют.

Детей, которые не едят, пытаюсь убедить в том, что нужно хотя бы немного покушать (если у них нет причины не есть).

Тех ребят, которые едят медленно или не умеют есть, докармливаю отдельной ложкой.

Ребенку, который поел, говорю: «Даша, возьми салфетку и вытри ротик, не забудь сказать «спасибо» и задвинуть стульчик».

Наталия Улитина
Конспект открытого показа СОД «Подготовка к завтраку. Завтрак» (вторая младшая группа)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 15

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

деятельности по познавательно – речевому развитию детей»

г. Кингисеппа

Составила воспитатель Улитина Наталия Геннадьевна

Конспект открытого показа СОД

Тема : «Подготовка к завтраку , завтрак »

Цель : формировать культурно - гигиенические навыки детей, воспитывать навык культурного поведения за столом.

Задачи :

1. продолжать учить самостоятельно и аккуратно кушать;

2. формировать умение правильно пользоваться салфеткой и навыки поведения во время еды (не крошить хлеб, не разговаривать) ;

3. воспитывать благоприятное отношение к приему пищи;

4. воспитывать самостоятельность при самообслуживании за столом, бережное отношение к труду взрослых;

5. прививать умение задвигать стул и благодарить после еды;

6. продолжать развивать мелкую моторику, координацию движение пальцев рук.

После проведения утренней гимнастики, дети заходят в группу .

Воспитатель : ребята, наши ножки и туловище проснулись? (Ответы детей)

А пальчики мы разбудили? (Ответы детей) .

Проводится пальчиковые игры : «Варим, варим мы компот» , «Чижик-пыжик…»

1. «Варим, варим мы компот»

Будем мы варить компот

Фруктов нужно много. Вот.

(левую ладошку держать «ковшиком»

Будем яблоки крошить,

(указательным пальцем «крошим» )

Груши будем мы рубить,

(торцом ладошки «рубим» )

Отожмем лимонный сок,

(сжимаем кулачки)

Слив положим и песок.

(ладошку на ладошку)

Варим, варим мы компот

(левую ладошку держать «ковшиком» , а указательным пальцем правой руки мешать)

Угостим честной народ.

(выставляем открытые ладошки вперёд )

2. Чижик-пыжик, где ты был? (грозим пальчиком)

Я на речке руки мыл, (моем руки)

Ветер дунул -я упал (растопыриваем пальцы и поднимаем и опускаем ладони)

В луже руки замарал (оттряхиваем руки) .

Воспитатель : - Молодцы, ребята, пальчики наши проснулись. А теперь разбудим наш язычок.

Проводится артикуляционная гимнастика

1. «Улыбка» Цель

Растянуть губы в стороны, не показывая зубов . (удерживать до 10) .

2. «Трубочка» Цель

Вытянуть губы вперед, как хоботок. (удерживать до 10) .

3. «Вкусное варенье» Цель : развитие артикуляционной моторики.

Улыбнуться, открыть рот , широким языком в форме "чашечки"

облизать верхнюю губу.

4. «Часики» Цель : развитие артикуляционной моторики.

Рот открыт . Высунуть острый язычок вперед и работать им слева направо,

из одного угла рта в другой : «Тик-так, тик-так» . (10-12 раз) .

5. «Лошадка» Цель : развитие артикуляционного аппарата.

Лошадка идет и скачет. Цокать кончиком языка. (8-10 раз) .

Лошадка остановилась. Произносить : Пррр…пррр,вибрируя губами (5 раз) .

Воспитатель : - Молодцы, ребята, язычок и пальчики проснулись. А теперь посмотрите, готовы ли наши столы к завтраку ? Как вы это поняли? Кто об этом позаботился (Ответы детей)

Воспитатель : - Столы то готовы, а вы готовы сесть за столы (Ответы детей)

Воспитатель : - Правильно, мы еще не мыли руки, а может, не будим их мыть? Никто же не узнает? (Ответы детей)

Воспитатель : Все болезни у ребят,

От микробов, говорят.

Чтоб всегда здоровым быть.

Надо руки с мылом мыть!

Воспитатель : сейчас мы с вами руки поедем мыть на поезде. Проходим в умывальную комнату (Дети строятся в шеренгу, изображая поезд и звучит музыка песни «Поезд» , идём в умывальную комнату)

Воспитатель : А давайте вспомним, как правильно нужно мыть руки! (на стене около раковин рассматриваем модели) сначала нужно завернуть рукава; потом открыть кран не сильно , чтобы не разбрызгать воду; намочить руки; взять мыло; намылить руки круговыми движениями; положить мыло; мыть мыльной пеной руки; аккуратно смыть водой мыло; стряхнуть руки от воды; закрыть кран; взять чистое полотенце; вытереть руки - плотно приложить полотенце, вытереть ладони и пальчики сначала на одной, затем на другой руке; положить полотенце в корзину «для грязных полотенец» .

Воспитатель : загадываю загадку

Ускользает как живое,

Но не выпущу его я.

Белой пеной пенится,

Руки мыть не ленится. (мыло)

Молодцы, ребята не одной капельки воды на полу!

Младший воспитатель Светлана Владимировна приглашает ребят за стол

С. В. – ребята сегодня наши повара приготовили вам удивительно вкусный завтрак , И я вас приглашаю за стол.

Воспитатель : спасибо Светлана Владимировна за приглашение! Когда все сели за стол, напоминаю об осанке и правильной посадке за столом.

Воспитатель :- повара позаботились о вас, приготовили эту замечательную полезную и очень вкусную кашу (называю какая каша, какао и булку с маслом и сыром. Вы тоже можете позаботиться о них, как вы думаете как? (Ответы детей) Приятного аппетита!

Во время завтрака воспитатель обращает внимание на осанку детей, правильную посадку за столом, правильное использование столовых приборов, оказывает помощь при необходимости.

Воспитатель :

На моей тарелочке

Весёлая собачка

Чтоб она была видна

Все съедаю я до дна

Воспитатель : Ребята, чей стол все скушает, не забудет убрать за собой чашку с блюдцем получает вот такое солнышко (изготовлено на подставке яркое улыбающееся солнышко) .

Обращаю внимание на то, как ребята уносят чашку с блюдцем, как пользуются салфеткой. Помощник воспитателя тоже хвалит ребят или помогает тем, кто в этом нуждается

Публикации по теме:

Конспект НОД с применением методики ТРИЗ Тема: «Волшебный сундучок». Вторая младшая гр Цель: формирование связной речи у детей, при встречи с персонажами знакомых сказок; развитие особенностей детей к эмпатии; умения мыслить.

Конспект открытого интегрированного занятия «В гости к Колобку» (вторая младшая группа) Конспект открытого интегрированного занятия «В гости к Колобку» (вторая младшая группа, Кондратенко Алена Сергеевна, воспитатель детского.

Конспект открытого занятия «Елочка - зеленая иголочка» (вторая младшая группа) Программные задачи. 1. Создавать радостную и эмоциональную атмосферу детям. 2. Расширять знание о времени года «Зима», о новогоднем празднике.

Конспект открытого занятия по аппликации на тему «весенний букет». (Вторая младшая группа). Составила и провела: старший воспитатель Скорик.

Конспект открытого занятия по сенсорному воспитанию «Потерянные бусы» (вторая младшая группа) Программное содержание: 1. Закреплять умение детей фиксировать внимание на цветовых свойствах предметов. Закреплять умение узнавать и называть.

Глава 2. Занимательный материал по развитию представлений о времени

2.1 ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Вторая младшая группа

Беседы о личном, конкретном опыте детей

(краткие примеры)

1). Воспитатель: Послушайте, ребятки, загадку:

Всегда шагаем мы вдвоем,

Похожие, как братья.

Мы за обедом под столом,

А ночью под кроватью.

Кто готов отгадать? Правильно, Вова, это туфли.

А когда бывают туфли под кроватью?

(Ответ ребенка – ночью).

Послушайте стихотворение и скажите, когда это бывает?

Спят медведи и слоны,

И лиса, и ёжик.

Все вокруг спать должны,

Наши дети – тоже.

Когда все спят, Коля? (Ночью). Правильно.

Есть хорошее стихотворение у А. Барто. Послушайте:

Жучка тявкнула во сне. В мягком кресле у окна

Хвостиком вильнула. Бабушка уснула.

Котик, серенький коток Мишка тоже стал зевать.

Спит у ножки стула. Не пора ли Маше спать?

2). Воспитатель: Дети, вы просыпаетесь дома, когда мама скажет: «Пора вставать, уже утро!» что вы делаете утром?

Аня: Я одеваюсь, убираю кровать, потом иду умываться. Мама меня причесывает, и мы идем в детский сад.

Воспитатель: Когда вы приходите в детский сад?

Глеб: Когда мама приведет утром. Когда все идут на работу.

Воспитатель: Что вы делаете утром в детском саду?

Дети: Играем, зарядку делаем, завтракаем.

Воспитатель: В детском саду мы каждый день делаем гимнастику, проводим игры в кругу, и садимся завтракать. Потом проводится занятие. Всё это мы делаем утром. Сейчас утро, и мы занимаемся.

3). У детей карточки с изображением временных отрезков времени (частей суток). Воспитатель предлагает отгадать загадку:

Первый лучик солнышка

Заглянул в окошко.

И проснулся сразу же

Мальчуган Антошка.

Когда это бывает?

Затем предлагает сказать:

У кого на картинке это время суток, как называется оно и почему?

У кого на картинке вечер и почему?

А что вы делаете днем? Утром, когда приходите в детский сад?

Игра «День – ночь»

Цель: научить различать части суток: день, ночь.

Материалы и оборудование: иллюстративный материал – сюжетные картинки с изображением дня (например, ребенок обедает) и ночи (ребенок спит).

Ознакомление со временем лучше начинать с конкретных отрезков: день – ночь. Характеристика временного отрезка должна быть убедительной для каждого ребенка.

Рассмотрите первую картинку: ребенок спит. За окном темно, светит луна. Задайте вопросы: когда это бывает – днем или ночью? Что ты делаешь ночью? Что делает ночью бабушка? Брат? Сестра?

Рассмотрите вторую иллюстрацию: «скорая помощь» едет по ночному городу. Кто работает ночью? Врачи, медицинские сестры, водители.

На третьей картинке ребенок обедает. Что он делает? Когда обедают дети: днем или ночью? Что делаете вы днем? Что делает днем мама?

В конце работы с картинками загадайте загадки:

Звезды на небе зажглись, Солнце в небе ярко светит,

Спать ребята улеглись. На прогулку вышли дети.

Вечер, день умчались прочь. Когда это бывает?

Им пришла на смену …(ночь ). (Днем)

Если дети не смогут отгадать загадку, подскажите им.

Игра «Утро – вечер»

Цель: Учить называть временные отрезки: утро, вечер, день, ночь.

Материалы и оборудование: иллюстративный материал – сюжетные картинки с изображением утра (например, «Петушок поет», мальчик умывается) и вечера (ребенок ложится спать).

Воспитатель предлагает посмотреть первую картинку, например, петушок поет:

Когда петушок всех будит: утром или вечером?

Когда ты встаешь?

Кто еще утром встает?

Показывает вторую картинку, на которой ребенок умывается.

После того как ребенок встал, что он еще делает утром?

Когда ребенок завтракает?

Что ты еще делаешь утром?

На третьей картинке ребенок смотрит по телевизору передачу «Спокойной ночи, малыши».

Когда идет эта передача, утром или вечером?

Что ты делаешь дома вечером?

Когда ты ложишься спать?

Загадайте загадки:

Когда петушок Стало за окном темнеть,

Раньше всех встает, Птицы стали тише петь.

Солнышко встречать зовет? Мама всех зовет на ужин.

(Утром) Когда это бывает? (Вечером)

Динамический этюд «Утреннее фото»

Цель: Обобщить знания детей о части суток - утро, способствовать развитию произвольного внимания, речевой и двигательной памяти.

Воспитатель читает стихотворение А. Костецкого:

Встань, как только солнце встанет

(тянут руки вверх)

И тихонечко к окошку

Руку луч к тебе протянет –

(тянут руки вперед)

Ты подставь скорей ладошку,

(подставляют ладошки к солнышку)

Пусть тебя увидит мама

И умытым, и обутым.

(проводят ладонями по лицу, наклоняются и дотрагиваются до обуви)

Все прибрав, иди к ней прямо

И скажи ей: «С добрым утром!»

ети хором повторяют: «С добрым утром!»)

А потом с улыбкой, с песней

Выйди к травам, людям,

Птицам…

(широко разводят руки в стороны)

И веселым, интересным

День твой должен получиться!

(улыбаются друг другу)

Игра «Петрушка»

Цель: формировать временные отношения, развивать образное мышление.

Материалы и оборудование: игровой персонаж – Петрушка (кукла), картинки с изображением мальчика, дяди, дедушки; иллюстрации к сказкам «Репка», «Теремок», «Колобок».

Например, в гости приходит Петрушка.

Воспитатель беседует с детьми от лица игрового персонажа. Выясняют, что Петрушка очень грустный. Воспитатель спрашивает детей: «Почему?» (ответы детей).

Петрушке нужно помочь навести порядок, так как все картинки у него перемешались.

Дети раскладывают картинки по порядку, объясняют последовательность расположения картинок.

Игра «Раньше – позже»

Цель: формировать временные представления о настоящем, прошлом, будущем.

Материалы и оборудование: фланелеграф, картинки: два младенца, два малыша – мальчик и девочка, школьник и школьница, юноша и девушка, мама и папа, дедушка и бабушка.

Воспитатель: Посмотрите, дети, на фланелеграфе находятся в беспорядке картинки. Нам нужно разобраться, какие мы были раньше, какие мы сейчас и какие будем потом, позже.

Дети раскладывают картинки так, чтобы было понятно, что было раньше, что потом.

Иллюстрации картинок с изображением постоянных видов деятельности

Части суток

Игра «Что сначала, что потом»

Цель: формировать временные отношения и представления, умение соблюдать последовательность, развивать речь детей.

Материалы и оборудование: модели роста лука или карточки с изображением семечка, ростка, побега, бутона, цветка (плода); карточки посадки дерева и т.д.

Модели роста лука





1. Подготовка почвы, 2. Условия роста: вода, 3. Появление ростков и посадка лука тепло корешков


4. Зеленые ростки 5. Ростки еще длиннее 6. Пора срезать

длиннее, корешков и больше, корешки зеленые перышки

больше длинные и большие лука

На фланелеграфе воспитатель выставляет в беспорядке карточки или модели, которые можно упорядочивать по времени, например:

1. Дети несут саженец. 2. Копают землю. 3. Сажают дерево и поливают.

4. Дерево с маленькими листочками.

Дети должны разложить картинки в нужном порядке, объяснить, что

было сначала, а что потом. Составить небольшой рассказ.

Игра «Одежда для зимы (лета)

Цель: формировать временные представления о временах года.

Материалы и оборудование: наборы картинок летней и зимней одежды; иллюстрации пейзажей зимнего и летнего времен года (приложение 3).

Воспитатель: Дети, летом и зимой одежда одинаковая?

(ответы детей)

Давайте поиграем в игру:

С правой стороны стола – лето (иллюстрация летнего времени года), а

с левой – зима (положить иллюстрацию зимнего времени года).

Нужно разложить картинки с одеждой для лета в одну стопку,

картинки с одеждой для зимнего времени года – в другую.

Затем дети рассматривают, называют, объясняют свой выбор.

Словесная игра «Назови пропущенное слово»

Цель: активизировать словарь детей за счет слов – названий частей суток.

Воспитатель начинает игру:

«Мы завтракаем утром, а обедаем - …» (днем).

«Спим мы ночью, а делаем зарядку - …» (утром).

«Делаем зарядку мы утром, а выходим на прогулку - …» (днем).

«Солнышко светит днем, а луна - …» (ночью).

«В детский сад вас приводят утром, а забирают - …» (вечером).

«Ужинаем мы - …» (вечером).

(Дети дополняют пропущенное слово).

Игра «Распутай клубок»

Цель: формировать временные отношения, развивать речь,

мыслительные операции.

Материалы и оборудование: 3-4 картинки, объединенных единым сюжетом, которые следуют друг за другом в определенной последовательности (алгоритм посадки семян).

Воспитатель помещает на доску 3-4 картинки, связанные одним

сюжетом, например:


  1. Бабушка вяжет, на полу лежит клубок. Рядом котенок.

  2. Бабушка спит. Котенок играет с клубком.

  3. Клубок стал заметно меньше.

  4. Бабушка проснулась. Котенок размотал весь клубок.
Можно использовать модели посадки семян (смотри ниже).

Дети должны расставить картинки по порядку и объяснить, почему,

по их мнению, порядок именно такой.





Игра «Путаница»

Цель: учить детей восстановлению последовательности событий с введением в активную речь слов «раньше», «позже», «сначала», « потом». Закреплять умение различать и называть последовательность времен года.

Материалы и оборудование: картинки с изображением времен года.

Воспитатель: Дети, какие времена года вы знаете? (Ответы детей).

Читает стихотворение А. Плещеева:

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною.

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою.

Дима, как ты думаешь, о каком времени года говорится в стихотворении? (О весне).

Правильно, это стихотворение о весне. А вот наш Незнайка все времена года перепутал. (Прикрепляет на фланелеграф картинки с изображением времен года). Читает:

Перепутал все на свете

Наш Незнайка.

Говорит он:

- После лета (помещает картинку)

К нам придет зима (помещает картинку)

В шубу снежную одета,

Солнечным теплом согрета,

Дарит урожай она.

Зиму сменит осень, (помещает картинку)

Зашумит листва.

А на смену осени

Вновь придет весна. (помещает картинку)

Скажите, дети, прав ли Незнайка? Исправьте ошибки и перечислите еще раз времена года в правильной последовательности. (Дети перечисляют).

Воспитатель меняет расположение картин и при восстановлении последовательности использует слова «раньше», «позже», «сначала»,

«потом». Загадывает загадки:

Пусты поля, Снег на полях,

Молчит земля, Лед на реках,

День убывает. Вьюга гуляет…

Когда это бывает? Когда это бывает?

(Осень) (Зима)

Тает снежок, Солнце печет,

Ожил лужок, Липа цветет,

День прибывает, Золотится пшеница.

Когда это бывает? Рожь колосится,

(Весна) Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

(Лето)

Воспитатель вызывает четверых детей и просит отыскать картинку, изображающую определенное время года.

Вика, скажи, сколько всего времен года? (Ответ ребенка).

Игра «Сутки»

Цель: формировать понятие о частях суток.

Материалы и оборудование: фланелеграф, набор сюжетных картинок

(день, ночь, утро, вечер).

Воспитатель прикрепляет сюжетную картинку «Утро» и читает:

Утром петушок поет:

Солнце на небе встает!

Просыпайтесь, умывайтесь,

За работу принимайтесь.

Что мы делаем утром, дети? (Ответ)

Помещает картинку «Вечер» на фланелеграф:

Солнышко садится,

И смолкают птицы.

Вечер наступает,

Каждый отдыхает.

Кто догадался, что наступил вечер? (Ответ детей)

Затем воспитатель прикрепляет справа от картинки «Вечер» картинку «Ночь» и читает:

Скоро ночь зажжет все звезды,

Сны придут к тебе, ко мне.

И луны фонарик желтый

Засияет в тишине.

Дети, обратите внимание на расположение карточек:

Разве после утра настает вечер? (Ответ детей)

Что после утра наступает, Кирилл? (День)

Правильно, наступает день. (Помещает картинку)

А теперь, Вика, назови по порядку части суток. (Называет)

Молодец, Вика. Теперь я хочу узнать, все ли дети запомнили части суток. Давайте поиграем:

Я буду называть в произвольном порядке части суток, а вы выполняйте действия, характерные для указанных частей суток.

Например, утро: дети умываются, причесываются, делают зарядку, завтракают и т.д. День: дети читают, рассматривают картинки, рисуют. Вечер: дети смотрят телевизор, умываются и т.д. Ночь: дети спят.

Игра «Ищи и найдешь»

Цель: различать и называть части суток: утро, день, вечер, ночь; умение ориентироваться во времени.

Материалы и оборудование: фланелеграф, набор картинок с изображением временных отрезков.

Дети рассматривают картинки, приставляют их друг к другу, в зависимости от того, что на них изображено: утро, день, вечер или ночь.

Помогите им вопросами:

После того как пройдет утро, что наступит?

А затем?

Сколько всего частей суток? И т.д.

Игра «Стрелка, покружись»

Цель: знакомить детей с цветовой моделью частей суток, упражнять в назывании частей суток, их последовательностью.

Материал и оборудование: цветная модель частей суток,

картинки с изображением частей суток на каждого.

Воспитатель показывает цветную модель частей суток и говорит:

Стрелка, стрелка, покружись!

Время суток, покажись!

Стрелкой – указкой воспитатель показывает на модель и говорит:

Это утро, это вечер, это день, это ночь. Дети повторяют.

Модели частей суток


НОЧЬ
ВЕЧЕР

Дети раскладывают картинки – изображения частей суток перед собой. Воспитатель стрелкой – указкой показывает на цветовое обозначение и загадывает загадку:

Мы завтракаем утром, а обедаем …?

Утром встаем, а ложимся …?

Дети дополняют пропущенное слово и поднимают картинку с изображением частей суток.

Игра «Когда это бывает»

Цель: умение различать части суток, развивать речь.

Материал и оборудование: набор картинок с изображением временных отрезков.

Ребенок выбирает карточку с изображением какого-либо временного отрезка.

Варианты картинок: ребенок встает с постели, солнышко поднимается; ребенок чистит зубы, умывается, делает зарядку; занимается, играет со сверстниками; слушает бабушкину сказку, смотрит телепередачи, за окном темно, горит настольная лампа, ребенок в постели.

Выбрав картинку, ребенок рассказывает, что на ней изображено: утро, день, вечер, ночь.

Цель: формировать представления детей о промежутках времени: части суток (утро, день, вечер, ночь).

Материал и оборудование: крышечки из сухого бассейна голубого, желтого, серого и черного цветов.

Дети совместно с воспитателем дают определение цветным крышкам (голубая – утро, желтая – день, серая – вечер, черная – ночь) и называют их в определенной последовательности. И в этой же последовательности нанизывают их на цветной шнурок (или пирамидку). Между сутками нанизывается прокладка из картона.

1 Сутки

2 Сутки

И т.д.

Дети нанизывают цветные крышечки и строят модель частей суток

2.1 ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Средняя группа

Беседы по картинкам

с широким содержанием

Цель: формировать представления детей о последовательности частей суток, закрепить названия частей суток, углубить и расширить представления об этих отрезках времени.

В средней группе используют картинки с более широким содержанием, где изображается следующая деятельность: что бывает и что делают утром, днем, вечером и ночью не только сами дети, но и взрослые.

Примеры картинок с широким содержанием:

Школьники утром идут в школу;

Салют на фоне вечернего города;

Люди выходят вечером из театра;

Дети уходят с родителями из детского сада;

Ребенок наблюдает вечернюю улицу с балкона;

Взрослые в походе у костра;

Бабушка читает книжку ребенку, лежащему в постели;

Сторож у будки на дежурстве.

Машина «Скорой помощи» едет по ночному городу. И т.д.

Словесные игры – путешествия

в утро, день, вечер, ночь

Цель: закрепить навыки в определении частей суток и свободного включения в речь их названий.

Воспитатель начинает игру такими словами:

«Сегодня мы с вами как будто, пойдем на прогулку по улице утром и во время нашего путешествия будем смотреть, кто, что делает утром. Мы вышли из дома и видим чистые, политые водой асфальтные дорожки. Кто это рано утром убрал улицы?» И т.д.

Работа с моделями «Положение солнца»

Цель: формировать временные представления, умение соотносить части суток с природными явлениями, познакомить с моделями «Положение солнца».

Во время прогулок необходимо сосредоточить внимание детей на объективные показатели, которые символизируют время – это положение солнца, степень освещенности земли, цвет неба и др.

Поскольку восход и заход солнца в условиях города увидеть сложно, а серый цвет неба иногда сохраняется длительное время, можно использовать карточки с изображением цвета неба и положением солнца в различные части суток.


  • Утро – бледно-голубое небо, виден солнечный круг (восход солнца) светло-желтого цвета;

  • День – светлое голубовато-желтое небо, в верхней части яркий светло-желтый круг солнца;

  • Вечер – темное небо, в нижней части ярко-оранжевый круг солнца без лучей (закат);

  • Ночь – темно-синее небо с месяцем и звездами.




Предложить детям рассмотреть модели, найти отличия. Можно использовать модели при рассматривании иллюстраций из приложения 3 «Пейзажи времен года в разные части суток» . Отметить изменения в природе - цвет неба и положение солнца в разное время суток, в разное время года.

Игра «Мой день»

Цель: развивать умение соотносить части суток с действиями, характерными для этих отрезков времени.

Материал и оборудование: картинки с изображением поведения детей в быту, их игр и забав, фланелеграф, карандаши, фломастеры.

Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение «Мой день»:

Утром я проснулся сам,

Утром я оделся сам,

А потом умылся сам,

Съел свой завтрак тоже сам.

Днем я прогулялся сам

И домой вернулся сам.

Дома поиграл я сям,

Книжку почитал я сам,

Вечером разделся сам,

Спать улегся в тишине…

Увидал звезду в окне.

Не скандалил и не хныкал.

Вот и все.

Спасибо мне!

Воспитатель: Дети, расскажите, как вы ведете себя дома и что умеете делать самостоятельно. Узнал ли кто-нибудь себя в этом стихотворении? Объясните, плохо или хорошо вел себя мальчик в стихотворении и как бы вы вели себя, понравится ли ваше поведение папе и маме, если вы будете такими, как этот мальчик.

Затем педагог предлагает детям нарисовать любое действие и рассказать, в какое время суток этим занимается.

Игра «Спать пора»

Цель: прививать детям положительные привычки и преодолевать дурные, воспитывать желание соблюдать режим дня.

Материал и оборудование: сюжетные картинки, кукла «Ванька-встанька».

Воспитатель рассказывает детям о мальчике Ване, который совершенно не умеет просыпаться утром. Мама будит его, а он вместо того, чтобы спокойно встать и одеться, прячется с головой под одеяло, упирается, кричит. Мама каждое утро переживает, расстраивается. Она пытается объяснить Ване, как нужно себя вести, но мальчик не слушает ее. Он говорит, что все дети не хотят вставать утром и ведут себя, как он.

Педагог обсуждает с детьми поведение этого мальчика, задавая вопросы:

Как вы считаете, правильно думает Ваня или нет?

Вот видите, Ваня не прав, он ошибается.

А как вы ведете себя по утрам? Почему вам иногда трудно просыпаться?

(Дети рассказывают).

Давайте пригласим Ваню к нам в группу и поможем ему.

Дети образуют круг и выполняют движения вместе с воспитателем:

Ванька, встань-ка,

Ванька, встань-ка, (встают на носочки и возвращаются в исходное положение)

Приседай-ка, приседай-ка, (выполняют приседания)

Будь послушен, ишь какой! (грозят друг другу пальцем)

Нам не справиться с тобой.

После физкультминутки, педагог предлагает посоветовать Ване, как избавиться от лени, вставать по утрам. (Дети дают советы).

После беседы воспитатель предлагает послушать стихотворение

С. Михалкова «Не спать»:

Я ненавижу слово «спать»,

Я ежусь каждый раз,

Уже десятый час!»

Нет, я не спорю и не злюсь –

Я чай на кухне пью.

Я никуда не тороплюсь.

Когда напьюсь – тогда напьюсь!

Напившись, я встаю

И, засыпая на ходу,

Лицо и руки мыть иду…

Но вот доносится опять

Настойчивый приказ:

«А ну, сейчас же марш в кровать!

Одиннадцатый час!»

Нет, я не спорю, не сержусь –

Я не спеша на стул сажусь

И начинаю кое-как

С одной ноги снимать башмак.

Я, как герой, борюсь со сном,

Чтоб время протянуть,

Мечтая только об одном:

Подольше не заснуть!

Мне ясно слышен бой часов,

И папа маме говорит:

«Смотри, смотри! Он сидя спит!»

Я ненавижу слово «спать»,

Я ежусь каждый раз,

Когда я слышу: «Марш в кровать!

Уже десятый час!»

Как хорошо иметь права

Ложиться спать хоть в час!

Хоть в два!

В четыре! Или в пять!

А иногда, а иногда

(И в этом, право, нет вреда!)

Всю ночь совсем не спать!

Педагог: Правильно ли думает мальчик? Хорошая ли это привычка – не ложится вовремя спать? К чему она приводит? Любите ли вы слово «спать»?

Сон нужен всем – и людям, и животным. Когда мы спим, все наше тело отдыхает, набирается сил. Вспомните, как трудно играть, смотреть книги, когда не выспался. Некоторые дети, после того, как лягут в постель, очень долго не могут заснуть. Почему так получается? Чаще всего потому, что перед сном они делают то, чего нельзя: играют в веселые, шумные игры; смотрят страшные фильмы; читают страшные истории. Все это мешает хорошему засыпанию. Постарайтесь полюбить слово «сон», и тогда вам легко будет вставать утром.

Воспитатель проводит упражнение на релаксацию «Мы спим».

Цель: закрепить знания детей о частях суток, о деятельности детей в разное время суток.

Воспитатель: Мы будем рассказывать по порядку о том, что делаем, когда приходим в детский сад. Кто ошибется, садится на последний стул, а остальные все передвигаются.

Воспитатель поет песенку: «Камешек у меня. Кому дать? Кому дать? Тот и будет отвечать».

Воспитатель: Мы пришли в детский сад. Поиграли на участке. А что было потом? (Передает камешек кому-либо из играющих).

Ребенок: Мы делали гимнастику.

Воспитатель: А что было потом? (кладет камешек перед другим ребенком и т.д.)

Игра продолжается до тех пор, пока дети не назовут последнее – уход домой.

Игровое упражнение «Части суток»

Цель: формировать временные представления.

Материалы и оборудование: наборы картинок с изображением частей суток, иллюстрации из картотеки «Пейзажи времен года в разные части суток».

Воспитатель загадывает часть суток и называет характерные признаки.

Например, в это время все возвращаются домой, солнце прячется за горизонтом, на небе появляются звезды, по телевизору показывают передачу «Спокойной ночи, малыши» и т.д.

Дети находят картинку и показывают соответствующую часть суток, делают зарисовки в тетрадь.

Работа с моделями «Части суток»

Цветные знаки можно использовать как раздаточный материал.

Воспитатель показывает картинку или читает стих, а дети, определив, в какую часть суток это бывает, поднимают соответствующий знак.

Модели частей суток:


  • Квадрат голубого цвета – утро;

  • Квадрат желтого цвета – день;

  • Квадрат серого цвета – вечер;

  • Квадрат черного цвета – ночь.
УТРО
ДЕНЬ
Игра «Назови соседей»

Цель: Закрепить знания о частях суток, умение устанавливать последовательность частей суток с разных точек отсчета.

Материалы и оборудование: модели частей суток.

Ход игры:

Назови соседей утра.

У части суток – утро, соседи – ночь и день, потому что до наступления утра ночь, а после утра наступает день.

Назови соседей ночи.

Назови все части суток.

Дети, я назову одну часть суток, а вы назовите все остальные, которые за ней следуют, чтобы получились сутки. День – что дальше? (вечер, ночь, утро) и т.д.

Динамический этюд «Лето»

Цель: Обобщить и закрепить знания детей о характерных признаках времени года - лето, способствовать развитию произвольного внимания, речевой и двигательной памяти.

Летней жаркою порой

Пойдем на речку мы с тобой!

(ходьба на месте)

Будем плавать, загорать.

(имитация плавания)

Землянику собирать.

(имитация сбора ягод в ладонь)

Слушать, как поет соловей,

(приставить правую ладонь к правому уху)

Как журчит прозрачный ручей,

(приставить левую ладонь к левому уху)

Наблюдать, как возле водицы

(присесть на корточки)

Стрекоза со стрекозой резвится.

(соединить в горизонтальном положении два кулака, развести в разные стороны указательный и средний пальцы левой и правой рук)

Динамический этюд «Осень»

Цель: Обобщить и закрепить знания детей о характерных признаках времени года - осень, способствовать развитию произвольного внимания, речевой и двигательной памяти.

Оранжевый, желтый и красный,

(указательным пальцем махнуть влево, посередине и вправо)

Листья осенние, вы так прекрасны!

(развести руками в стороны)

Ветер вас в танце кружит,

(руки поднять вверх и покружиться)

Дождик с вами дружит,

(пожать руку рядом стоящему)

Жаль только, птицы на юг улетают.

(махи руками)

И как красива осень,

(развести руки в стороны)

Грач с ласточкой не знают.

(помахать головой)

Динамический этюд «Зима»

Цель: Обобщить и закрепить знания детей о признаках времени года - зима, способствовать развитию произвольного внимания, речевой и двигательной памяти.

На улице зима,

(руки в стороны)

И стало холоднее.

(обнять себя руками)

Теперь одежда нам

(движение указательным пальцем)

Нужна теплее.

Чьи варежки?

(показать ладони)


Чья шапочка?

(ладони на голову)
Чей шарфик?

(ладони на шею)
Пойдем гулять скорей с тобой.

(ходьба на месте)

Чтобы ножки не замерзли –

Мы потопаем.

(топать ногами)

Чтобы ручки отогрелись –

Мы похлопаем.

(хлопать в ладоши)

А чтоб было веселее,

(имитация лепки снежков)

Мы снежки лепить начнем.

Будем весело играть,

(«кидать» снежки)

Хорошо зимой гулять!

(руки в стороны)

Динамический этюд «Весна»

Цель: Обобщить и закрепить знания детей о признаках времени года - весна, способствовать развитию произвольного внимания, речевой и двигательной памяти.

Солнце засветило,

(руки через середину поднимаются вверх)

Сугробы растопило.

(руки через середину опускаются вниз)

Теплую погоду

Принесла весна.

(руки в стороны)

Грачи к нам прилетают, (махи руками)

И ёж (руки прижать к груди, голову опустить)

С медведем (руки поднять вверх, чуть в стороны)

(указательный палец приставить ко лбу)

Пора им просыпаться,

(потянуться, посмотреть по сторонам)

Весною любоваться!

Игра «Когда это бывает?»

Цель: уточнить и углубить знания детей о временах года.

Воспитатель спрашивает детей, знают ли они, когда собирают овощи, фрукты, когда бывает много желтых листьев.

Ответы детей показывают, в какой мере они соотносят те или иные явления и труд человека со временем года.

Воспитатель: А сейчас мы поиграем. Я буду называть время года, а вы будете отвечать, что бывает в это время, и что делают люди.

Например, - я скажу – и положу камешек Андрею, Андрей быстро вспомнит и скажет, что бывает весной? (Весной тает снег).

Передает камешек другому, тот вспоминает еще, что- нибудь о весне.

Когда дети усвоят все правила, можно начинать игру. Если кто-то не может ответить, воспитатель помогает ему вопросами.

Игровое упражнение

«Закончи предложение»

Цель: освоение временных понятий (сегодня, вчера, завтра).

Материалы и оборудование: знаки-символы

(синий круг – вчера, желтый круг – сегодня, красный – завтра).


ЗАВТРА
СЕГОДНЯ
ВЧЕРА

В углах комнаты ставятся стульчики, на спинках которых прикреплены знаки-символы. Воспитатель задает вопросы, дети, отвечая, идут к тому знаку-символу, который соответствует ответу. Дети дополняют предложения словами, подходящими по смыслу.

Например:

Сильный мороз не сегодня и не завтра, а … (вчера).

Мы играем в саду не завтра, не вчера, а … (сегодня).

Воскресенье не сегодня, а будет … (завтра).

Затем детям читают предложения, в которых допущена ошибка. Дети исправляют ответ, выбирают нужный знак-символ.

Например:

Вчера ты мне дашь свою куклу?

Завтра мы гуляли в парке? И т.д.

Игра «Прогноз погоды»

Цель: закрепить представления о времени суток, учить правильно употреблять слова «сегодня», «завтра», «вчера».

Материалы и оборудование: ширма в виде телевизора, картинки с погодными явлениями.

Воспитатель показывает детям волшебный телевизор и говорит, что звук у телевизора сломался, а изображение есть. Сейчас передают погоду, которая была вчера (которая будет завтра). Дети рассматривают картинки и определяют, какая погода была вчера (какая будет завтра). Потом детям предлагают самим придумать прогноз погоды на завтра и самостоятельно подобрать карточки.

Последний вопрос будет звучать так: «Какая погода сегодня?»


Облачно
Солнечный день

Молния


Гроза


Дождь
И т.д.

Игровое упражнение «Модель времени»

Цель: формировать у детей представления о некоторых промежутках времени: части суток (утро, день, вечер, ночь); неделя – 7 дней; месяц – 4 недели.

Материал и оборудование: крышечки из сухого бассейна голубого, желтого, серого и черного цветов, прокладки из плотного картона, цветные шнурочки.

Дети самостоятельно нанизывают цветные крышки условленного цвета, обозначающие части суток (голубая – утро, желтая – день, серая – вечер,

черная – ночь).

Между крышками – «сутками» нанизывается прокладка, разделяющая их. Строится модель суток, недели, месяца.

Дети сидят полукругом. Воспитатель показывает детям грязное полотенце и читает стихи.

Воспитатель. Ну-ка, дети покажите свои ладошки, я посмотрю на грязнулю, который испачкал полотенце. Нет, его здесь нет. Значит, кто-то к нам приходил, пойдемте его поищем. Вот он, это оказывается Хрюша. Хрюша испачкал наше полотенце.

Дети, сегодня мы научим Хрюшу мыться чисто, с мылом. Что нам для этого надо? (вода, мыло, полотенце). Где это все у нас находится? (в умывальной комнате). Воспитатель берет куклу Хрюшу и идет вместе с детьми в умывальную комнату.

Воспитатель. Куда мы привели Хрюшу? (в умывальную комнату)

Воспитатель. Зачем мы сюда пришли? (для умывания рук).

Хрюша: « А я сам умею умываться»

Воспитатель. Ну, умойся (Хрюша сильно открывает кран с водой).

Воспитатель. Дети, разве так открывают кран (нет.)

А почему брызги летят на пол, на детей? (ответы детей)

Правильно. Надо кран открывать так, чтобы вода текла маленькой струйкой.

Вот так. (Воспитатель показывает). Открой, Даня кран, чтобы вода текла маленькой струйкой. Что надо сделать сначала, прежде чем подойти к умывальнику? (Закатать рукава, чтобы не намочить платье, рубашку).

Воспитатель. Покажите, как надо закатывать рукава, помогайте друг другу.

Хрюша, ты тоже закатывай рукава. Рукава закатали, кран открыли, водичка течет маленькой струйкой. Теперь покажем Хрюше, как надо мыть руки. Вот так. Круговыми движениями. Одна ладошка гладит другую (дети показывают). Но сначала надо смочить руки водой и намылить их мылом.

Понял Хрюша? Тогда мойся, а вы дети, смотрите, правильно ли он все делает. Что сейчас делает Хрюша (мылит руки мылом). Теперь, что надо ему делать? (смыть мыло водой). Хрюша смыл мыло. Что ему делать дальше? (отжать капельки воды и вытираться полотенцем сухо-сухо), отжал Хрюша, капельки. Иди бери полотенце, расправь и вытирай сухо-сухо, каждый пальчик одной ладошки, затем другой. Вот так, повесь полотенце на место, закрой кран. Дети, каким теперь стал Хрюша? (чистым).

Воспитатель. Дети, теперь у Хрюши полотенце всегда будет чистым.

Правда, Хрюша? Давайте и мы помоем руки с мылом, а сделаем все по порядку. Расскажи Вика. (Закатываем рукава, открываем кран, чтобы вода текла маленькой струйкой, смачиваем руки водой, берем мыло, намыливаем руки мылом, до « белых перчаток», моем ладошка-ладошку круговыми движениями, смываем мыло, берем полотенце, расправляем его, вытираем руки сухо-сухо, вешаем полотенце на место, закрываем кран).

Воспитатель. Молодцы. Дети, теперь у всех руки чистые. Пройдемте в группу и сядем на свои места.

Воспитатель. Что мы сегодня с Вами делали? (Учили Хрюшу правильно умываться).Воспитатель. Верно. Все помогали Хрюше, сами чисто вымыли руки.

Конспект режимного момента. Обед. (вторая младшая группа)

1. Продолжать охранять и укреплять здоровье детей.

2. Продолжать формировать культуру поведения во время еды: правильно пользоваться столовыми приборами (столовой и чайной ложками, вилкой) ; умение аккуратно пользоваться салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать во время еды.

3. Воспитывать вежливость (благодарить за еду, потребность в чистоте и аккуратности.

Предварительная работа:

1. Ситуативные беседы о пользе здоровой пищи, этикете за столом.

2. С/р игры «Угостим куклу чаем», «Сварим борщ», «Как Ваня обидел гостей» и т. п.

3. Чтение художественных произведений на тему этикета за столом («Этикет» Юрия Чичёва)

Индивидуальная работа:

Ксюша С. – закрепить умение сидеть прямо

Ваня Ал. – мотивировать к приему пищи

Лёва – закреплять навыки правильно держать ложку

Ход режимного момента:

Помощник воспитателя сервирует столы, дети в это время находятся с воспитателем.

В-ль: К нам в гости пришла кукла Ваня. Как вы думаете кто он? (повар) Давайте вместе повторим – «повар»

А почему вы так решили?

Чем занимается повар? (ответы детей)

В-ль: А как вы думаете, что нам сейчас дадут на обед? (ответы детей – суп, второе, компот)

В-ль: Правильно, суп. А из чего можно сварить суп? (ответ детей). Правильно, в суп кладут мясо, картошку, морковку, лук. Ксюша, что кладут в суп?

Пока мы с вами беседовали, Татьяна Викторовна накрыла на столы и пригласила нас к столу.

Но для того, чтоб сесть за стол, что нужно сделать? (Вымыть руки)

А как надо правильно мыть руки? (Не брызгаться, намыливать мылом, смывать, вытираться своим полотенцем) А теперь девочки идут мыть руки, а мальчики и Ваня смотрят – всё ли девочки правильно делают

Девочки идут мыть руки, мальчики стоят и смотрят.

Теплою водою

Руки чисто мою.

Кусочек мыла я возьму

И ладошки им потру.

В-ль комментирует действия

В-ль: Руки намыливаем мыло. Смываем. И насухо вытираем полотенцем. Молодцы девочки! Идите садитесь за стол, а Ваня посмотрит как мальчики моют руки.

Кукла Ваня: Мальчики, а можно вытираться чужим полотенцем? (нет) А как вы находите свое полотенце? (по картинке и фотографии) А можно брызгаться? (нет) Почему? (ответы детей)

Мальчики моют руки.

В-ль комментирует действия детей, хвалит их.

В-ль: Руки намыливаем мыло. Смываем. И насухо вытираем полотенцем. Молодцы мальчики! Идите садитесь за стол

Мальчики садятся за стол.

Разместив детей за столами, воспитатель говорит о том, что предложено сегодня детям на обед, (меню на обед) желает им приятного аппетита.

В-ль: А Ваню мы посадим в уголок дежурства, чтобы он всех видел.

Воспитатель обращает внимание на положение осанки детей во время приёма пищи, осуществляет индивидуальную работу по закреплению навыков пользования столовыми приборами.

В-ль: Не забываем - что ложку мы держим в правой руке, а хлеб в левой. За столом сидим прямо, спина прямая, ноги стоят тоже прямо. А еще мне Ваня сказал, что он принес вам небольшие подарочки. Но даст он их только тем, у кого все тарелки будут чистыми. Лева, не забывай, что ложку надо держать в правой руке.

Во время приема пищи воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми: хвалит детей за аккуратность, неторопливость, культурные навыки (пользование салфеткой после приема пищи). А так же рассказывает о том, из чего состоят блюда.

В-ль: Молодцы! Аккуратно кушаете. Ване нравится как вы едите.

Помощник воспитателя организует постепенную смену блюд

В-ль: Молодцы! Не забывайте, что мы после еды вытираем рот салфеткой и говорим «Спасибо! »

Дети, которые закончили прием пищи, встают из-за стола, говорят «спасибо». Относят тарелку и кружку. И идут раздеваться.

В-ль: Молодцы! За ваши чистые тарелки Ваня дарит Вам вот такие наклейки.

Когда все дети вышли из-за стола, воспитатель помогает детям готовиться ко сну.

К. В. раздает наклейки за чистые тарелки